Южная процессия. Фрагмент
Мрамор.13—9 гг. до н. э.Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae)
Южная процессия. Фрагмент.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
Описание:
Кроме Августа бесспорно опознается также Агриппа (южная процессия, № 27), сильный человек империи, который больше всех способствовал достижению побед, на основании которых в Риме установился мир. Агриппа также был другом принцепса и его зятем, так как женился на единственной дочери Августа — Юлии; он был отцом Гая и Луция Цезарей, которых дед усыновил и назначил наследниками. Агриппа изображен в тоге, складка которой покрывает его голову, но в отличие от Августа, на нем нет лаврового венка, а в правой руке — свиток пергамента. На самом деле, фигура Агриппы одновременно является разделяющим и связующим элементом между двумя частями процессии: в одной изображены магистраты, в другой — члены семьи Августа. С покрытой головой, capite velato, Агриппа предстает в образе жреца (возможно, в качестве члена коллегии квиндецемвиров, изображенных на северном фризе), а в качестве родственника Августа Агриппа возглавляет ряд членов императорской семьи. Семилетний мальчик (южный фриз — 30) нежно хватается за плащ Агриппы: возможно, это Гай Цезарь. Его одежда «троянского» стиля; на нем короткая туника, диадема на голове и torques — жесткое ожерелье, на шее. Видимо, это намек на Ludus Troiae, игры, проводившиеся между юношами, принадлежащими к аристократии, в том же 13 году до н. э., чтобы восстановить соревнования между молодыми троянцами в память об Анхизе. По этому случаю было первое публичное выступление Гая и он был объявлен princeps iuventutis, в качестве указания на его статус наследника. Гай смотрит на следующую за ним женскую фигуру (южный фриз — 31), которая, видимо, отвечает ему мягким взглядом. Покрытая голова и лавровый венок позволяют связать эту фигуру высокого ранга с Августом и идентифицировать ее как Ливию, супругу принцепса. Ибо по своему положению эта личность выделяется как самая выдающаяся среди женщин, изображенных в процессии. Однако, идентификация ее как Юлии столь же обоснованна. В 13 г. до н. э. Юлия все еще пользовалась благорасположением отца и, следовательно, вполне могла быть изображена на рельефе вместе с мужем и первым сыном.
Источники:
© 2007 г. Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 66.