Вергилий?Мрамор.
Конец I в. до н. э. — нач. II в. н. э.
Инв. № 10163.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей
Фото: С. И. Сосновский
A10. Тип новокомедийного поэта Энния—Вергилия (5 экземпляров).
(5) Ватикан, Григорианский музей, прежде в Латеранском, инв. № 10163.
Происхождение неизвестно. Мраморная голова: общая высота 34 см; высота головы 23 см.
Реставрации: кончик носа, затылок, правая часть шеи. Поверхность сильно стерта.
A. Giuliano, Catalogo dei Ritratti del Museo Profano Lateranense (1957), no. 5, pls. 3, 4 (римская копия второй половины I в. н. э.); Helbig4 I no. 1113 (v. Heintze).
Библиография по идентификации этого портретного типа следующая: K. Schefold, Gnomon 35 (1936), 811—812 (оригинал относится к расцвету эллинистического портрета, второй четверти III в., приблизительно, ко времени Менандра, и, возможно, изображает Филемона, поэта Новой комедии); V. Poulsen, Vergil, Opus Nobile vol. 12, (Bremen 1959) сопоставляет четыре копии этого типа, две в Копенгагене и две в Ватикане, и предлагает идентификацию в качестве Вергилия; H. v. Heintze, «Neue Beiträge zu V. Poulsen’s Vergil», RM 67 (1960), 103—110 (добавляет головы в Лейпциге и во дворце Консерваторов), Helbig4 II no. 1466, герма из Аудитории Мецената на Эсквилине, см. cat. B 87, G. Hafner, Das Bildnis des Q. Ennius (Baden-Baden 1968) переименовывает тип; H. von Heintze, Gymnasium 79 (1972), 466—468 (обзор работы G. Hafner’а, Das Bildnis des Q. Ennius — хорошее обсуждение комбинаций двойных герм); J. C. Balty, in Festoen opgedragen aan A. N. Zadoks-Josephus Jitta bij haar zeventigste verjaardag (Groningen, 1976), 51—52 (список двойных герм, который поддерживает идентификацию поулсенского Вергилия в качестве грека, а не римлянина); Stewart, Attika, 84—85 [группирует вместе с другими головами, которые приписываются придворному скульптору Августа, последняя четверть I в. до н. э.; личность скульптора впервые определена Поулсеном, RA (1968), 267—278]; V. Hausmann, «Zum Bildnis der Dichters Theokrit», STELE. Tomos eis Mnemen N. Kontholeontos (1979), 516—524 (Феокрит); E. Berger, Eikones. Festschrift Haus Jucker (AntK-BH 12; Basel, 1980), 73—75 (оригинал II в. до н. э., возможно, изображающий поэта из круга Сципиона Эмилиана, напр., Луцилия); Giuliani, Bildnis und Botschaft, 163—189 (оригинал сер. II в. до н. э., т. е., изображающий поэта Энния); H. von Heintze, Gymnasium 94 (1987), 481—497 (обзор исследований этого портретного типа); D. Hertel, BJb (1988), 593 (критика Джулиани, предлагает дату оригинала ок. 100 г. до н. э., т. е., начало I в. до н. э., а не сер. II в., как датирует Джулиани); K. Fittschen, AA (1991), 256, Fig. 3 (несомненно, поэт); G. Hafner. Bildlexicon antiker Personen (1993), s.v. Ennius; Zanker, Mask of Socrates, 143—145, Fig. 78 (портрет эллинистического поэта; римская копия статуи II в. до н. э.).
Sheila Dillon