Август
Бронза. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Высота 18,5 см, высота базы 3 см.
Инв. №№ III 3254 / BR 28.Париж, Лувр

Август.

Бронза. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Высота 18,5 см, высота базы 3 см.
Инв. №№ III 3254 / BR 28.

Париж, Лувр.

Происхождение:
Обна­ру­жен в Нейи-ле-Реа­ле, воз­ле Муле­на (Алье, Фран­ция), 1816 г. При­об­ре­тен в 1868.

Описание:

33. Август и Ливия.

Конец I в. до н. э. — нача­ло I в. н. э. Обна­ру­же­ны в Нейи-ле-Реа­ле, воз­ле Муле­на (Алье, Фран­ция), 1816 г. Брон­за. Высота 18,5 см (Август); 19 см (Ливия); высота базы 3 см. При­об­ре­те­ны в 1868 (BR 29 — Инв. № III 3253 и BR 28 — Инв. № III 3254).

Эти два бюста были обна­ру­же­ны 7 мая 1816 г. при обсто­я­тель­ствах, тща­тель­но запи­сан­ных нота­ри­усом, кото­рый про­дал их несколь­ки­ми неде­ля­ми поз­же. Мне­ние экс­пер­тов по вопро­су аутен­тич­но­сти порт­ре­тов рас­хо­дит­ся1. Соглас­но нота­ри­аль­но­му доку­мен­ту от 29 мая 1816 г.2, эти брон­зо­вые бюсты были обна­ру­же­ны сра­зу друг за дру­гом дву­мя рабо­чи­ми. Оба бюста лежа­ли пря­мо под поверх­но­стью на узкой терри­то­рии. Боль­ше на этом участ­ке не обна­ру­же­но ника­ких древ­но­стей.

Запись о про­да­же опи­сы­ва­ет, как выгляде­ли бюсты при рас­коп­ках: за иск­лю­че­ни­ем левых глаз, на бюстах не было суще­ст­вен­ных повреж­де­ний. На самом деле они были в такой заме­ча­тель­ной сохран­но­сти, что неко­то­рые засо­мне­ва­лись в под­лин­но­сти тем­но-зеле­ной пати­ны на внеш­ней поверх­но­сти. Неко­то­рые даже заяви­ли, что бюсты явля­ют­ся совре­мен­ной под­дел­кой.

Над­пи­си (CIL XII 1366), выре­зан­ные на вер­ти­каль­ных кра­ях круг­лых баз, явля­ют­ся необыч­ны­ми. На муж­ской скульп­ту­ре напи­са­но: CAESARI AUGUSTO ATESPATUS CRIXI FIL(IUS) V(OTUM) S(OLVIT) L(IBENS) M(ERITO) (Цеза­рю Авгу­сту — Атес­пат, сын Крик­са, испол­нил обет охот­но и по заслу­гам); на жен­ской: LIVIAE AUGUSTAE ATESPATUS CRIXI FILI(IUS) V(OTUM) S(OLVIT) L(IBENS) M(ERITO) (Ливии Авгу­сте — Атес­пат, сын Крик­са, испол­нил обет охот­но и по заслу­гам).

Из них ясно, что эти работы были посвя­ще­ны Авгу­сту и Ливии Атес­па­том, сыном Крик­са (это было извест­ное галль­ское имя), ради испол­не­ния желае­мо­го. Но титу­лы Цеза­ря Авгу­ста и Ливии Авгу­сты не сов­па­да­ют хро­но­ло­ги­че­ски и, таким обра­зом, воз­ни­ка­ет про­бле­ма. Ливию не зва­ли Авгу­стой до смер­ти ее супру­га, кото­ро­го посмерт­но наз­ва­ли Боже­ст­вен­ным. Если оба бюста явля­ют­ся парой, тогда их титу­лы долж­ны быть Боже­ст­вен­ный и Авгу­ста. Более того, импе­ра­тор фор­маль­но удо­че­рил Ливию в заве­ща­нии; из ува­же­ния к его послед­ней воле, Ливия, овдо­вев, ста­ла извест­на как Юлия. И даже если титул Ливия Авгу­ста не был совер­шен­но неупотре­би­мым (в част­но­сти, его упо­ми­на­ет Све­то­ний), но с 14 г. н. э. и далее офи­ци­аль­ным име­нем мате­ри импе­ра­то­ра Тибе­рия было Юлия Авгу­ста. Таков дол­жен был быть титул Ливии на над­пи­си из Нейи-ле-Реа­ля.

Так­же бюсты, изо­бра­жаю­щие Авгу­ста и Ливию — сде­лан­ные из того же спла­ва, что и базы — не очень впи­сы­ва­ют­ся в сово­куп­ность порт­ре­тов импе­ра­тор­ской пары. Худож­ник под­черк­нул пожи­лой воз­раст пер­со­на­жей: лицо Авгу­ста кажет­ся заост­рив­шим­ся; его чер­ты — вытя­ну­ты­ми; вялость его тела искус­но пере­да­на за счет асим­мет­рии скла­док меж­ду носом и щека­ми, кру­гов под гла­за­ми и слег­ка опух­ших участ­ков вокруг его носа. Одна­ко воло­сы — спа­даю­щие с макуш­ки на заты­лок ров­ны­ми вол­на­ми и локо­на­ми, зави­ваю­щи­е­ся сна­ча­ла впра­во, а затем вле­во — и стиль корот­кой чел­ки (два ряда из вось­ми локо­нов, рас­по­ло­жен­ных вокруг цен­траль­ной линии лица) напо­ми­на­ют его порт­ре­ты в более юном воз­расте.

В бюсте Ливии обна­ру­жи­ва­ют­ся схо­жие несоот­вет­ст­вия меж­ду внеш­но­стью пожи­лой жен­щи­ны и при­чес­кой, вышед­шей из моды и харак­тер­ной для более моло­до­го воз­рас­та. Импе­ра­три­ца в сто́ле так­же изо­бра­же­на в пожи­лом воз­расте, с про­вис­шей кожей вокруг щек и меш­ка­ми под гла­за­ми. Ее рот круп­нее, чем на мно­гих дру­гих ее изо­бра­же­ни­ях.

Воло­сы Ливии изо­бра­же­ны в сти­ле nodus (стя­ну­тые надо лбом и зак­ру­чен­ные в валик, воло­сы затем спус­ка­ют­ся в косу и низ­кий пучок), кото­рая была в моде в послед­ние годы рес­пуб­ли­кан­ско­го вре­ме­ни. Воло­сы запле­те­ны лен­та­ми на вис­ках и над частич­но скры­ты­ми уша­ми. Два вол­ни­стых локо­на сво­бод­но спа­да­ют из пуч­ка на пле­чи. Ливия носи­ла при­чес­ку nodus в юно­сти.

Самые ран­ние свиде­тель­ства при­чес­ки nodus были обна­ру­же­ны на моне­те Мар­ка Анто­ния 40—39 гг. до н. э. с изо­бра­же­ни­ем его жены Окта­вии на ревер­се3. Ста­туя Ливии, воз­веден­ная в Риме в 35 г. до н. э., при­над­ле­жа­щая к типу «Мар­бе­ри Холл», так­же име­ет такую при­чес­ку4. Гааг­ская камея, несо­мнен­но, кра­си­вей­ший обра­зец это­го типа, пока­зы­ва­ет даль­ней­шее уме­ние и изя­ще­ство — воло­сы запле­те­ны не толь­ко вен­цом вокруг голо­вы, но и вокруг шиньо­на5.

с. 94 На дру­гом порт­рет­ном типе Ливии, извест­ном как «Фаюм­ский»6, изо­бра­же­на упро­щен­ная, но столь же изящ­ная вари­а­ция при­чес­ки nodus, кото­рая, веро­ят­но, дати­ру­ет­ся ран­ни­ми года­ми импе­ра­тор­ской эпо­хи. Бюст из Нейи-ле-Реа­ля похож на этот вто­рой тип, к кото­ро­му так­же может быть отне­сен базаль­то­вый бюст Ливии в Лув­ре7. На брон­зо­вом порт­ре­те изо­бра­же­на более низ­кая вари­а­ция nodus’а, с малень­ки­ми вол­ни­сты­ми локо­на­ми волос, падаю­щих на лоб, но фор­ма косы, начи­наю­щей­ся от nodus’а, раз­мер лен­ты над вис­ка­ми, локо­ны на пле­чах и сво­бод­ный шиньон — все ука­зы­ва­ет на то, что это неза­ви­си­мое тво­ре­ние.

По это­му пово­ду иссле­до­ва­ние рент­ге­нов­ски­ми луча­ми дало даль­ней­шую инфор­ма­цию, объ­яс­ня­ю­щую, как эти два бюста были изготов­ле­ны8. Хотя при изготов­ле­нии обо­их бюстов был исполь­зо­ван оди­на­ко­вый сплав и оба бюста кажут­ся выпол­нен­ны­ми одним и тем же спо­со­бом, одна­ко при изготов­ле­нии каж­до­го были исполь­зо­ва­ны совер­шен­но раз­ные мето­ды. Бюст Авгу­ста, име­ю­щий тон­кие брон­зо­вые стен­ки, был изготов­лен путем непря­мо­го литья по вос­ко­вой моде­ли. Напро­тив, бюст Ливии, с гораздо более тол­сты­ми, неров­ны­ми брон­зо­вы­ми стен­ка­ми, был изготов­лен путем непо­сред­ст­вен­но­го литья по вос­ко­вой моде­ли. Таким обра­зом, худож­ник работал напря­мую с вос­ко­вой моде­лью, чер­пая вдох­но­ве­ние из двух­мер­но­го порт­ре­та Ливии — веро­ят­но, ее изо­бра­же­ния на моне­те или дра­го­цен­но­сти, такой, как сер­до­лик из кла­да Пете­шии, обна­ру­жен­но­го на окра­и­нах Рима, или меда­льон из стек­лян­ной пас­ты, напо­до­бие камеи в Бер­лине9.

Несмот­ря на эти ано­ма­лии, мно­гие высту­па­ли и до сего­дняш­не­го дня высту­па­ют в защи­ту под­лин­но­сти бюстов из Нейи-ле-Реа­ля. Все их необыч­ные свой­ства — так­же мож­но упо­мя­нуть мно­го­уголь­ную фор­му бюстов — мож­но объ­яс­нить, если допу­стить про­вин­ци­аль­ный харак­тер худо­же­ст­вен­ной работы. Что каса­ет­ся при­чес­ки, порт­ре­ты Ливии с при­чес­кой nodus демон­стри­ру­ют дол­го­веч­ность фаюм­ско­го сти­ля, в первую оче­редь в местах, отда­лен­ных от Рима и основ­ных худо­же­ст­вен­ных мастер­ских.

Гла­за под­твер­жда­ют точ­ку зре­ния, что эти бюсты явля­ют­ся под­лин­ны­ми. Древ­ность пра­вых глаз, кото­рые по сло­вам свиде­те­лей были нетро­ну­ты­ми в 1816 г., недав­но была под­твер­жде­на ана­ли­за­ми. Глаз­ное ябло­ко было изготов­ле­но из бело­го стек­ла, широ­ко исполь­зо­вав­ше­го­ся в рим­ском стек­ло­де­лии. Радуж­ная обо­лоч­ка — фио­ле­то­вая стек­лян­ная пас­та для Авгу­ста — была вплав­ле­на в глаз­ное ябло­ко в мат­ри­це, кото­рая при­да­ла гла­зу слег­ка выпук­лую фор­му10. Таким обра­зом, нет раз­но­род­но­сти в мате­ри­а­лах меж­ду ярко-белым глаз­ным ябло­ком и тем­ной радуж­кой. Тех­ни­ка явля­ет­ся иск­лю­чи­тель­ной.

Репу­та­ция бюстов из Нейи-ле-Реа­ля, таким обра­зом, долж­на быть вос­ста­нов­ле­на. Точ­ная их дати­ров­ка — до или после смер­ти Авгу­ста — оста­ет­ся откры­тым вопро­сом, из-за раз­ли­чия меж­ду дву­мя посвя­ще­ни­я­ми. Так­же мож­но задать вопрос о том, где эти порт­ре­ты долж­ны были выстав­лять­ся: были ли они остав­ле­ны в лара­рии или посвя­ще­ны в храм? При­сут­ст­вие вотив­ных над­пи­сей, види­мо, гово­рит в поль­зу вто­рой гипо­те­зы11.

Sophie Descamps

При­ме­ча­ния:

1О послед­нем мне­нии со спис­ком более ран­ней биб­лио­гра­фии, см. Bartman 1999, стр. 3, 195—196 (о том, что бюсты совре­мен­ные); Lahusen и Formigli 2001, стр.70—73 (о том, что бюсты древ­ние).

2Bertrand A. «Les bustes en bronze d’Auguste et de Livie trouvés à Neuilly-le-Réal en 1816». Bulletin de la Société d’Emulation de Département de l’Allier, 1868—1869, t. XI, pp. 255—258.

3Berlin, Münzkabinett, Bartman 1999, p. 59, fig. 47.

4Эпо­ни­ми­че­ский бюст типа Мер­бе­ри Холл, в музее Ливер­пу­ля, инв. № 1988.116, Bartman 1999, pp. 64—67, 161—162, figs. 52—54, 143.

5Bartman 1999, pp. 67, 190, fig. 55.

6Назван­ный так по эпо­ни­ми­че­ско­му бюсту, обна­ру­жен­но­му в Арси­ное, ныне нахо­дя­ще­му­ся в Новой Карлс­берг­ской Глип­то­те­ке, Копен­га­ген, инв. № 1444; Bartman 1999, pp. 4—5, 74—77, 174—175.

7Department of Greek, Etruscan and Roman Antiquities, Ma 1233.

8Иссле­до­ва­ние рент­ге­нов­ски­ми луча­ми и метал­лур­ги­че­ский ана­лиз были про­веде­ны Цен­тром иссле­до­ва­ний и рестав­ра­ций музеев Фран­ции, (C2RMF), гото­вит­ся к пуб­ли­ка­ции.

9Bartman 1999, pp. 13, 187—188, fig. 2, 11, 181.

10Иссле­до­ва­ние и ана­лиз пра­вых глаз Авгу­ста и Ливии были про­веде­ны Жюльет Дюпин (Juliette Dupin) и Иза­бель Бирон (Isabelle Biron), С2RMF, гото­вит­ся к пуб­ли­ка­ции.

11Kaufmann-Heinimann A. «Götter im Keller, im Schift und auf dem Berg. Alte und neue Statuettenfunde aus dem Imperium Romanum» // The Antique Bronzes: Typology, Chronology, Authenticity. Proceedings of a symposium held in Bucharest, May 26—31, 2003. Bucharest: Editura Cetatea De Scaun, 2004, p. 249.

Биб­лио­гра­фия:

De Ridder A. Les bronzes antiques du Louvre. I: Les figurines. Paris: E. Leroux, 1913, nos. 28—29, p. 11, pl. 5.

Kersauson (de) R. Catalogue des portraits romains, t. I, Portraits de la Pépublique et d’époque julio-claudienne, Musée du Louvre. Paris: Réunion des musées nationaux, 1986, pp. 94, 96.

Bartman E. Portraits of Livia: Imaging the Imperial Woman in Augustan Rome. Cambridge: University Press, 1999, pp. 3, 195—196.

Lahusen G., and E. Römische Bildnisse aus Bronze: Runst und Technik. Munich: Hirmer, 2001, pp. 70—73, 360—363, 462, 467, 472, 473.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007, pp. 93—94, cat. no. 33.
© 2010 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые портрет портреты портретный портретная мужской голова бюст стеклянная паста глаза-вставки глаза стекла нейи-ле-реаля caesari augusto atespatus crixi filius votum solvit libens merito атеспат сын крикса инв № iii 3254 br 28