Высота 18,5 см, высота базы 3 см.Инв. №№ III 3254 / BR 28.Париж, Лувр
Август.
Высота 18,5 см, высота базы 3 см.
Париж, Лувр.
33. Август и Ливия.
Конец I в. до н. э. — начало I в. н. э. Обнаружены в Нейи-ле-Реале, возле Мулена (Алье, Франция), 1816 г. Бронза. Высота 18,5 см (Август); 19 см (Ливия); высота базы 3 см. Приобретены в 1868 (BR 29 — Инв. № III 3253 и BR 28 — Инв. № III 3254).
Эти два бюста были обнаружены 7 мая 1816 г. при обстоятельствах, тщательно записанных нотариусом, который продал их несколькими неделями позже. Мнение экспертов по вопросу аутентичности портретов расходится1. Согласно нотариальному документу от 29 мая 1816 г.2, эти бронзовые бюсты были обнаружены сразу друг за другом двумя рабочими. Оба бюста лежали прямо под поверхностью на узкой территории. Больше на этом участке не обнаружено никаких древностей.
Запись о продаже описывает, как выглядели бюсты при раскопках: за исключением левых глаз, на бюстах не было существенных повреждений. На самом деле они были в такой замечательной сохранности, что некоторые засомневались в подлинности темно-зеленой патины на внешней поверхности. Некоторые даже заявили, что бюсты являются современной подделкой.
Надписи (CIL XII 1366), вырезанные на вертикальных краях круглых баз, являются необычными. На мужской скульптуре написано: CAESARI AUGUSTO ATESPATUS CRIXI
Из них ясно, что эти работы были посвящены Августу и Ливии Атеспатом, сыном Крикса (это было известное галльское имя), ради исполнения желаемого. Но титулы Цезаря Августа и Ливии Августы не совпадают хронологически и, таким образом, возникает проблема. Ливию не звали Августой до смерти ее супруга, которого посмертно назвали Божественным. Если оба бюста являются парой, тогда их титулы должны быть Божественный и Августа. Более того, император формально удочерил Ливию в завещании; из уважения к его последней воле, Ливия, овдовев, стала известна как Юлия. И даже если титул Ливия Августа не был совершенно неупотребимым (в частности, его упоминает Светоний), но с 14 г. н. э. и далее официальным именем матери императора Тиберия было Юлия Августа. Таков должен был быть титул Ливии на надписи из Нейи-ле-Реаля.
Также бюсты, изображающие Августа и Ливию — сделанные из того же сплава, что и базы — не очень вписываются в совокупность портретов императорской пары. Художник подчеркнул пожилой возраст персонажей: лицо Августа кажется заострившимся; его черты — вытянутыми; вялость его тела искусно передана за счет асимметрии складок между носом и щеками, кругов под глазами и слегка опухших участков вокруг его носа. Однако волосы — спадающие с макушки на затылок ровными волнами и локонами, завивающиеся сначала вправо, а затем влево — и стиль короткой челки (два ряда из восьми локонов, расположенных вокруг центральной линии лица) напоминают его портреты в более юном возрасте.
В бюсте Ливии обнаруживаются схожие несоответствия между внешностью пожилой женщины и прической, вышедшей из моды и характерной для более молодого возраста. Императрица в сто́ле также изображена в пожилом возрасте, с провисшей кожей вокруг щек и мешками под глазами. Ее рот крупнее, чем на многих других ее изображениях.
Волосы Ливии изображены в стиле nodus (стянутые надо лбом и закрученные в валик, волосы затем спускаются в косу и низкий пучок), которая была в моде в последние годы республиканского времени. Волосы заплетены лентами на висках и над частично скрытыми ушами. Два волнистых локона свободно спадают из пучка на плечи. Ливия носила прическу nodus в юности.
Самые ранние свидетельства прически nodus были обнаружены на монете Марка Антония 40—
с. 94 На другом портретном типе Ливии, известном как «Фаюмский»6, изображена упрощенная, но столь же изящная вариация прически nodus, которая, вероятно, датируется ранними годами императорской эпохи. Бюст из Нейи-ле-Реаля похож на этот второй тип, к которому также может быть отнесен базальтовый бюст Ливии в Лувре7. На бронзовом портрете изображена более низкая вариация nodus’а, с маленькими волнистыми локонами волос, падающих на лоб, но форма косы, начинающейся от nodus’а, размер ленты над висками, локоны на плечах и свободный шиньон — все указывает на то, что это независимое творение.
По этому поводу исследование рентгеновскими лучами дало дальнейшую информацию, объясняющую, как эти два бюста были изготовлены8. Хотя при изготовлении обоих бюстов был использован одинаковый сплав и оба бюста кажутся выполненными одним и тем же способом, однако при изготовлении каждого были использованы совершенно разные методы. Бюст Августа, имеющий тонкие бронзовые стенки, был изготовлен путем непрямого литья по восковой модели. Напротив, бюст Ливии, с гораздо более толстыми, неровными бронзовыми стенками, был изготовлен путем непосредственного литья по восковой модели. Таким образом, художник работал напрямую с восковой моделью, черпая вдохновение из двухмерного портрета Ливии — вероятно, ее изображения на монете или драгоценности, такой, как сердолик из клада Петешии, обнаруженного на окраинах Рима, или медальон из стеклянной пасты, наподобие камеи в Берлине9.
Несмотря на эти аномалии, многие выступали и до сегодняшнего дня выступают в защиту подлинности бюстов из Нейи-ле-Реаля. Все их необычные свойства — также можно упомянуть многоугольную форму бюстов — можно объяснить, если допустить провинциальный характер художественной работы. Что касается прически, портреты Ливии с прической nodus демонстрируют долговечность фаюмского стиля, в первую очередь в местах, отдаленных от Рима и основных художественных мастерских.
Глаза подтверждают точку зрения, что эти бюсты являются подлинными. Древность правых глаз, которые по словам свидетелей были нетронутыми в 1816 г., недавно была подтверждена анализами. Глазное яблоко было изготовлено из белого стекла, широко использовавшегося в римском стеклоделии. Радужная оболочка — фиолетовая стеклянная паста для Августа — была вплавлена в глазное яблоко в матрице, которая придала глазу слегка выпуклую форму10. Таким образом, нет разнородности в материалах между ярко-белым глазным яблоком и темной радужкой. Техника является исключительной.
Репутация бюстов из Нейи-ле-Реаля, таким образом, должна быть восстановлена. Точная их датировка — до или после смерти Августа — остается открытым вопросом, из-за различия между двумя посвящениями. Также можно задать вопрос о том, где эти портреты должны были выставляться: были ли они оставлены в ларарии или посвящены в храм? Присутствие вотивных надписей, видимо, говорит в пользу второй гипотезы11.
Примечания:
1О последнем мнении со списком более ранней библиографии, см. Bartman 1999, стр. 3, 195—Библиография:
De Ridder A. Les bronzes antiques du Louvre. I: Les figurines. Paris: E. Leroux, 1913, nos. 28—
Kersauson (de) R. Catalogue des portraits romains, t. I, Portraits de la Pépublique et d’époque julio-claudienne, Musée du Louvre. Paris: Réunion des musées nationaux, 1986, pp. 94, 96.
Bartman E. Portraits of Livia: Imaging the Imperial Woman in Augustan Rome. Cambridge: University Press, 1999, pp. 3, 195—
Lahusen G., and E. Römische Bildnisse aus Bronze: Runst und Technik. Munich: Hirmer, 2001, pp. 70—
© 2010 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.