Друзилла, сестра Калигулы? (Агриппина Младшая?)Мрамор.
Высота головы 25 см.
Инв. № 9952.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей
Фото: О. В. Любимова
с. 471 Вторая группа скульптур не настолько близко напоминает тип Провиденс-Шлосс-Фазанери
(тип Агриппины Младшей — прим. О. Любимовой), чтобы изображать то же самое лицо. Однако она имеет сильное фамильное сходство с этим типом и тоже должна изображать женщину общеимперского значения, ибо существует две точных реплики, вероятно, италийского происхождения, и две несколько упрощенных копии из отдаленных провинций: одна из Северной Африки, а другая из Испании. В двух последних случаях небольшие отличия в прическе, видимо, являются результатом копирования и повторного копирования провинциальными ремесленниками, не видевшими ни изображенную женщину, ни оригинальный портрет-прототип. Еще одна превосходная в художественном плане реплика, вероятно, происходящая из Рима, видоизменяет прототип гораздо более осознанно, чтобы идеализировать лицо, вероятно, после обожествления изображенной. Из четырех реплик, которые, видимо, датируются временем жизни изображенной, три имеют явные следы переработки, во всех случаях предназначенной для добавления атрибута на голове: бисерной ленты, окружающей корону и свисающей длинными концами по сторонам шеи. Добавление этой инфулы в какой-то момент после изготовления портрета должно указывать на некое резкое изменение статуса женщины, вероятнее всего — на ее обожествление. Поэтому, рассуждая логически, данный портретный тип должен изображать Друзиллу.
Наиболее целый и один из прекраснейших объектов этой группы — статуя чуть больше натуральной величины, найденная в 1840 г. в руинах театра в Цере, вместе с несколькими другими статуями членов императорской семьи Юлиев-Клавдиев и несколькими надписями, свидетельствующими о существовании императорской семейной группы в театре или рядом с ним60. Тело выполнено в соответствии с классическими греческими образцами, но голова имеет портретные черты Юлиев-Клавдиев, а прическа почти идентична прическе типа Провиденс-Шлосс-Фазанери, отличаясь лишь двумя туго скрученными спиралевидными локонами, первоначально свисавшими по сторонам шеи. Хотя по одному локону с каждой стороны было переработано когда-то в античности и хотя большая часть этих локонов сейчас отбита, остатки первоначального мрамора видны: они начинаются из-под завитков волос прямо под ушами и доходят до с. 472 плечей61. Лицо женщины тоже отличается от типа Провиденс-Шлосс-Фазанери и от всех последующих портретов Агриппины Младшей своими пухлыми, почти толстыми щеками и мягким ртом с полными губами. Она тоже имеет глубокий прикус, но он менее выражен, угол между нижней губой и подбородком менее острый, а подбородок — более крупный и округлый. Если смотреть спереди, выражение лица неизменно кажется более расслабленным, а губы — менее плотно сжатыми, чем на типе Провиденс-Шлосс-Фазанери.
Трилльмих идентифицирует эту работу и еще несколько связанных с ней как варианты типа Провиденс-Шлосс-Фазанери, который копиисты времен Клавдия приспособили для изображения Агриппины Младшей с символами ее нового, более высокого статуса, такими, как инфула62. Ливерани, указывая на следы переработки на плечах и шее, предполагает, что статуя из Цере первоначально изображала Мессалину и была переработана в изображение ее преемницы, что может объяснить, почему она недостаточно точно соответствует иконографии Агриппины63. Однако представляется невероятным, чтобы копиисты изменили характерные индивидуальные черты, такие, как форма губ и подбородка, столь постоянно встречающиеся на всех остальных портретах Агриппины. Нижнечелюстная ретрогнатия — это нарушение, которое с возрастом будет становиться более, а не менее выраженным, если с. 473 ортодонтия недоступна. Даже на переработанном портрете полные губы и крупный, округлый подбородок легко можно быть превратить в тонкие губы, впалую нижнюю губу и маленький подбородок: эти черты присутствуют по крайней мере на одном портрете Агриппины, на статуе в Неаполе, которая явно была переработана, возможно, из портрета Мессалины64. Переработка статуи из Цере, вероятно, указывает на то, что статуя была модифицирована с целью добавления инфулы.
Поскольку данный атрибут весьма важен для статуса его обладательницы, кратко рассмотрим его форму: он состоит из толстой нити, вероятно, шерстяной, на которую через одинаковые промежутки нанизаны маленькие бусины, которые плотно прижаты к волокну и образуют чередование продолговатых овалов и маленьких шариков. На тех скульптурах, которые изображают голову обладательницы инфулы не только спереди, но и сзади, лента обвивает всю голову, а два ее длинных свисающих конца либо берут начало из узла позади, либо прикреплены по бокам; они ниспадают по сторонам от шеи. «Юнона Людовизи», которую иногда идентифицируют как очень идеализированную Антонию, носит особенно четкий экземпляр такого головного убора65. Когда лента встречается вместе с лучевой диадемой, как на портрете с. 474 в Мюнхене, то повязка иногда исчезает под диадемой позади головы, но она явно должна окружать голову, поскольку свисающие концы, которые все же лежат на плечах, должны ниспадать из узла, расположенного в нижней части черепа. Когда этот атрибут встречается вместе с покрывалом, что имеет место во многих случаях, в том числе на статуе жрицы из Помпей, которая ныне находится в Неаполе, убранство задней части головы, конечно, не видно, но скульптор дает себе труд изобразить свисающие концы, которые в таких случаях часто кажутся прикрепленными с двух сторон венца, а не ниспадающими из-за головы66.
Однако на статуе из Цере лента выглядит весьма своеобразно: она пересекает впереди корону и уходит назад, но вместо того, чтобы окружить голову, ниспадает вниз прямо за ушами, образуя свисающие концы. Никакая лента из ткани не могла бы сохранять такое положение, не будучи прикреплена спрятанными шпильками. Таким образом, скульпторы, перерабатывавшие этот портрет, вероятно, вынуждены были вырезать ленту из верхнего края волнистой полосы волос, окружающей лицо, которая изображена в несколько более высоком рельефе, чем волосы сзади, и поэтому обеспечивает достаточно мрамора для переработки, — и из спиральных локонов, которые первоначально ниспадали вниз по шее за ушами. На собственной левой стороне статуи еще можно распознать остаток спирального локона, с. 475 а лента с бусинами, вырезанная в заметно более низком и плоском рельефе, свисает вдоль шеи позади него.
SUSAN WOOD
Примечания:
60 Ватикан, Грегорианский музей светского искусства, инв. № 9952. Высота 2,02 м, высота головы 25 см. Предплечья, нос, левое ухо, часть подбородка и верхней губы, фрагменты одежды и ниспадающие вдоль шеи локоны отсутствуют; ранее были реставрированы в гипсе; теперь реставрация удалена. Caere 2, 3, 6—7, 76—79 № 8, 120—21, рис. 4, 65—72, 132—135; A. Giuliano, Catalogo dei ritratti romani del Museo Profano Lateranense (Vatican City 1957) 29, № 32, с предшествующей литературой, илл. 20—21 (информацию о группе и надписях см. на с. 22—23); Boschung 68—69, рис. 53—54; Helbig4 I, 755 № 1050 (H. von Heinze); Polaschek 1973, 26—27, илл. 11. 1, 14. 1, 16. 1; M. Bieber, Ancient Copies (New York 1977) 122, рис. 544—545; B. Vierneisel-Schlörb, Glyptotek München, Katalog der Skulpturen 2: Klassische Skulpturen des 5. und 4. Jahrhunderts v. Chr. (Munich 1979) 163—164 № 15.
61 Трилльмих (Trillmich 1983, 35) утверждает, что «keiner dieser Köpfe Halslocken trägt, wie gelegentlich falsch restauriert oder beschrieben. Vielmehr fällt seitlich am Hals die Wollbind herab und zwar in zwei Enden, die auf die Schulter herabhängen und in einigen Fällen eine dort aufliegended Schlaufe bilden» («голова не имеет локонов на шее, как случайно ошибочно реставрировали или описывали. Скорее, по бокам шеи спадает шерстяная лента и притом с двумя концами, которые спадают на плечи и образуют там в нескольких местах лежащую петлю»). По этому конкретному пункту я вынужден категорически возразить: локоны статуи из Цере ранее были реставрированы в гипсе, теперь удалены, но мраморные остатки локонов, явно ниспадающих из прически, являются оригинальными. По одному локону с каждой стороны позднее было переработано так, чтобы изображать свисающий конец инфулы, но в остальных еще можно узнать вьющиеся локоны волос.
62 Trillmich 1983, 36.
63 P. Liverani, в Caere 2, 121, и «Rilavorazioni antiche e moderne su sculture dei Musei Vaticani, RendPontAcc 63 (1990—1991) 165—167.
64 Неаполь, Национальный музей, инв. № 6242. A. Ruesch, Guida illustrata del Museo Nazionale di Napoli (Naples 1908) 18 № 63; F. Poulsen, Porträtstudien in norditalienischen Provinzmuseen (Copenhagen 1928) 39, илл. 51, рис. 86; L. Furnée van Zwet, «Fashion in Women’s Hairdress in the First Century of the Roman Empire», BABesch 31 (1956) 21, 22, рис. 38; G. Hafner, Späthellenistische Bildnisplaslik (Berlin 1951) 55 № NK 15; S. Fuchs, «Neue Frauenbildnisse der frühen Kaiserzeit», Die Antike 14 (1938) 269—271, рис. 12—14. Отверстия, просверленные в волнах волос, окружающих лицо, дают серьезные основания предположить, что волосы были переработаны, вероятно, из предыдущего портрета, лицо которого было окружено локонами.
Существует как минимум еще одна реплика портретного типа, представленного скульптурой из Неаполя, — в Парме, инв. 1870 № 146, инв. 1952 № 830, из группы из Веллеи. Контекст, в котором была обнаружена эта последняя работа, позволяет без особых сомнений идентифицировать ее как Агриппину Младшую, и она тоже, вероятно, является адаптацией изготовленной ранее статуи Мессалины, но в этом случае вся оригинальная голова была удалена и заменена. Saletti, Il ciclo statuario della basilica di Velleia (Milan 1968) 26—30 № 2, 120—122, илл. 3—6. О типе Неаполь-Парма, Fittschen-Zanker 3. 6—7 прим. 4.
65 Юнона Людовизи: A. Giuliano ред. La collezione Boncompagni Ludovizi (Venice 1992) 122—127, № 10, в статье Hera Ludovisi (A. Costantini) с предшествующей литературой; A. Rumpf, «Antonia Augusta», AbhBerl 5 (1941) 3—35, илл. 1; Helbig4 III, 263—264 № 2341 (H. von Heintze); H. von Heintze, Iuno Ludovisi (Opus Nobile 4, Hannover 1957). О противоречивых идентификациях см. D. Kreikenbom, Griechische und römische Kolossalporträits bis zum späten ersten Jahrundert n. Chr. (JdI-EH 27, Berlin 1992) 92, прим. 730; R. Tölle-Kastenbein, «Juno Ludovisi: Hera oder Antonia Minor?» AM 89 (1974) 241—253; K. Polaschek, Studien zur Ikonographie der Antonia Minor (Rome 1973) 34—37.
66 Неаполь, Национальный археологический музей, инв. № 6041. Rumpf (выше, прим. 65) 22 № 2, со ссылками на литературу, илл. 2c. Эту статую иногда ошибочно идентифицировали как Ливию, но она не кажется похожей ни на один официальный портретный тип женщины из императорской семьи и, вероятно, изображает частное лицо.