41—54 гг.
Высота 44 см.Инв. №№ Ma 3554 / LP 3029 / MND 2139.Париж, Лувр
Портрет Агриппы.
41—54 гг.
Высота 44 см.
Париж, Лувр.
Эпоха Клавдия. Обнаружен в Филиппвиле (современный город Скикда, Алжир). Паросский мрамор. Высота 44 см. Экспедиция Деламаре, 1848 (МА 3554-ИНВ. LP 3029; MND 2139). Реставратор: К. Девос, 2005.
Обнаруженный на месте древнего города Русикада, этот бюст сильно поврежден, но на нем до сих пор сохранилось оригинальное покрытие. Вероятнее всего, голова была изготовлена из двух кусков мрамора: на задней стороне черепа креплением был добавлен и присоединен кусок мрамора к гладкому покрытию прямо над затылком. Левая задняя часть головы была повреждена в том же месте и затем отреставрирована (поверхность повреждения была сглажена); крепление вызвало другое повреждение, результатом которого явилась утрата всей верхней части черепа так же, как и всех накладок. Итак, можно видеть, что этот портрет, как и голова Германика (кат. № 20), сначала был составлен из нескольких частей и раскрашен, затем поврежден, отреставрирован, и, наконец, реставрация была удалена.
Агриппа здесь выглядит старше, черты лица его выглядят изможденными, на лбу складки. Нижняя часть лица Агриппы усилена мощной нижней челюстью. Тело сделано прекрасно. Из приблизительно двенадцати портретов Агриппы, известных к нынешнему времени, видимо, имеются два оригинальных типа: портретный бюст из Габий1, являющийся копией бронзового оригинала, изготовленного греческим скульптором, но ныне утраченного, и статуя в Венеции, ранее находившаяся во Дворце Гримини, но происходящая из Рима, с более полными и тяжелыми чертами, придающими лицу ощущение тяжести и недостатка энергии. Кажется, что скульпторы, и возможно, их патроны не могли решиться на определенный стиль. Так, героическая статуя из Гримини похожа на реалистические изображения, тогда как портрет из Габий больше походит на классический и вневременной идеал, как на портретах Августа. Портрет, указанный здесь, относится к эмоциональному реализму, унаследованному от эллинизма.
Это колебание при выборе определенного стиля, возможно, отражает сложности, с которыми сталкивался Август, пытаясь установить свой режим и определить порядок наследования. К тому времени, когда Агриппа умер, скульпторы все еще не могли выбрать один или несколько типов из имевшихся в то время.
Агриппа родился в 64 г. до н. э., несколькими месяцами раньше Октавиана, с которым он подружился во время изучения риторики. Во время гражданских войн Агриппа все время был на стороне Октавиана. После Брундизийского соглашения Октавиан получил в управление западную часть империи (40 г. до н. э.) и послал Агриппу в Галлию укрепить завоевания Цезаря. Как руководитель флота Агриппа построил порт и организовал военно-морские силы. За свой счет Агриппа построил новые акведуки для Рима, реставрировал памятники и устраивал игры. Именно благодаря Агриппе будущий Август одержал победу в морской битве при Акции (31 г. до н. э.), в которой был уничтожен Марк Антоний. Победивший Октавиан стал главой государства, восстанавливая республику с властью, поделенной между двумя консулами.
В 28 или 27 г. до н. э. Агриппа и Октавиан начали реформы, направленные на восстановление политической стабильности. Агриппа, используя свое огромное богатство, инициировал политику государственных работ. По его приказу было распланировано Марсово поле и построен Пантеон, наряду с термами, портиками и складами. В этот период определялась природа нового режима. В 24 г. до н. э. во время отсутствия Августа, Агриппа устроил свадьбу племянника Августа Марцелла с дочерью Августа Юлией. В 23 г. до н. э. Август, который тогда был тяжело болен, назвал Агриппу своим политическим наследником. В то время Август предпочитал наследование, основанное на достоинствах, а Агриппа был хорошо известен в империи за свою серьезность, решительность и энергичность, отраженные в лучших его портретах. Эти качества объясняли положение Агриппы в государстве, и вот почему его портреты имели такое политическое значение.
Отбыв по делам на Восток в 23 г. до н. э., Агриппа вернулся в Рим в 21 г. до н. э., чтобы жениться на Юлии — Марцелл умер двумя годами ранее, а Август хотел основать свой выбор наследника на династической связи. Больше, чем когда-либо, Агриппа соответствовал требованиям наследника Августа — во-первых, с учетом его деятельности, во-вторых, по родственным связям. Агриппа и Юлия имели трех сыновей и двух дочерей. Но Агриппа часто отсутствовал в Риме, восстанавливая порядок и основывая колонии на Востоке и в Иудее, так же, как в Галлии и Испании. Агриппа внезапно умер в 12 г. до н. э. в Паннонии.
1 Лувр, Ма 1208 — инв. № MR 402.
Библиография:
Fabbrini 1980.
Johansen 1971, стр. 27—
Roddaz 1984, стр. 615—
Kersauson (de) 1986, стр. 56—
© 2011 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.