На обороте бюст негра, вырезанный в эпоху Ренессанса. Сардоникс. Рим. I в. до н. э. 3,1 × 2,3 см.
Инв. № К-4938.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Фрагмент крупной камеи, в новое время подвергнутый радикальной ретуши. Судя по аналогиям, Август сидел на троне, рядом с ним могла помещаться богиня Рома — олицетворение римской державы. Рог изобилия, атрибут гения римского народа, намекал на изобилие, которое обещано подданным. Тончайшие нюансы резьбы заставили в XVIII в. французского ученого Мариетта приписать эрмитажную камею Диоскуриду. Ввиду сильной переработки судить о художественных достоинствах геммы, сохранившей лишь общую композицию первоначального портрета, невозможно.
На обратной стороне камеи в коричневом слое агата вырезан бюст негра в фас. Эта резьба подсказывает дату и возможное место переработки античной камеи. Подобные экзотические бюсты любили вырезать мастера Венеции в эпоху позднего Ренессанса. Таким образом, неизвестный венецианский резчик конца XVI в. отважился не только переработать резьбу древнего мастера, но и добавить на обороте камеи — собственную.
Август
На обороте бюст негра, вырезанный в эпоху Ренессанса. Сардоникс. Рим. I в. до н. э. 3,1 × 2,3 см.Инв. № К-4938.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Август.
На обороте бюст негра, вырезанный в эпоху Ренессанса. Сардоникс. Рим. I в. до н. э. 3,1 × 2,3 см.
Инв. № К-4938.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
Фрагмент крупной камеи, в новое время подвергнутый радикальной ретуши. Судя по аналогиям, Август сидел на троне, рядом с ним могла помещаться богиня Рома — олицетворение римской державы. Рог изобилия, атрибут гения римского народа, намекал на изобилие, которое обещано подданным. Тончайшие нюансы резьбы заставили в XVIII в. французского ученого Мариетта приписать эрмитажную камею Диоскуриду. Ввиду сильной переработки судить о художественных достоинствах геммы, сохранившей лишь общую композицию первоначального портрета, невозможно.
На обратной стороне камеи в коричневом слое агата вырезан бюст негра в фас. Эта резьба подсказывает дату и возможное место переработки античной камеи. Подобные экзотические бюсты любили вырезать мастера Венеции в эпоху позднего Ренессанса. Таким образом, неизвестный венецианский резчик конца XVI в. отважился не только переработать резьбу древнего мастера, но и добавить на обороте камеи — собственную.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma имперский римский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii римская римское римские камея камеи портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина резной резная резное сардоникс рог изобилия cornu copiae лавровый венок corona laurea инв № к-4938