Бюст Траяна
Мрамор.
Римская работа. Ок. 108—117 гг.
Высота 75 см.
Инв. № 1805,0703.93.Лондон, Британский музей

Бюст Траяна.

Мрамор.
Римская работа. Ок. 108—117 гг.
Высота 75 см.
Инв. № 1805,0703.93.

Лондон, Британский музей.

Происхождение:
Най­ден око­ло Рима. Из кол­лек­ции Чарль­за Таун­ли. При­об­ре­тен у Эдвар­да Таун­ли, 1805 г.

Описание:

В сти­ле элли­ни­сти­че­ско­го пра­ви­те­ля.

Этот бюст, один из мно­гих, выпу­щен­ных в честь празд­но­ва­ния деся­ти­ле­тия прав­ле­ния Тра­я­на (пра­вил в 98—177 гг.), изо­бра­жа­ет его в сти­ле элли­ни­сти­че­ско­го пра­ви­те­ля, с обна­жен­ным тор­сом и слег­ка повер­ну­той голо­вой. Тра­ян родил­ся в Ита­ли­ке око­ло Севи­льи в совре­мен­ной Испа­нии и был пер­вым неита­лий­ским импе­ра­то­ром, что яви­лось след­ст­ви­ем поли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских пере­мен, про­изо­шед­ших в Рим­ской импе­рии.

В прав­ле­ние Тра­я­на импе­рия достиг­ла наи­боль­ших раз­ме­ров, заво­е­вав Месо­пота­мию (совр. Ирак) и Дакию (совр. Румы­ния). Заво­е­ва­ние Дакии про­слав­ля­лось на 200-мет­ро­вом спи­раль­ном релье­фе колон­ны Тра­я­на в Риме, где изо­бра­же­на исто­рия двух дакий­ских войн. Колон­на была лишь одним из эле­мен­тов огром­но­го ком­плек­са, вклю­чав­ше­го в себя форум, бази­ли­ку (зда­ние судо­про­из­вод­ства), биб­лио­те­ки, лав­ки и жилые дома и соору­жен­но­го за счет добы­чи от его заво­е­ва­ний. Тра­ян, одна­ко, был не толь­ко выдаю­щим­ся пол­ко­вод­цем, но и про­сла­вил­ся так­же сво­ей спра­вед­ли­во­стью и муд­рым прав­ле­ни­ем. Об этом гово­рит сох­ра­нив­ша­я­ся пере­пис­ка Тра­я­на с Пли­ни­ем Млад­шим, одним из наи­бо­лее ода­рен­ных про­вин­ци­аль­ных пра­ви­те­лей, осо­бен­но по пово­ду ран­них хри­сти­ан­ских общин. Эта про­шед­шая через века сла­ва и заслу­жен­ное Тра­я­ном почи­та­ние обес­пе­чи­ли ему — а не Авгу­сту, Адри­а­ну или Кон­стан­ти­ну — место в «Раю» Дан­те Али­гье­ри (1265—1321).

Gross (1940), pp. 85-86. Cook 2013, nr. 148:

Опи­са­ние Таун­ли: «Бюст Тра­я­на, боль­ше нату­раль­но­го раз­ме­ра, с обна­жен­ной гру­дью. Най­ден мисте­ром Гэви­ном Гамиль­то­ном во вре­мя рас­ко­пок в 1776 г. в … когда был добав­лен в эту кол­лек­цию» (1804 Parlour Catalogue, park drawing room 19). Здесь, как и в дру­гих местах (TY 12/3, Parlour Catalogue owned by Simon Towneley и TY 12/5), Таун­ли невер­но запи­сал дату обна­ру­же­ния. Бюст был пред­ло­жен ему Гамиль­то­ном 10 мая 1775 г. с ком­мен­та­ри­ем: «Я думаю, нет необ­хо­ди­мо­сти спра­ши­вать Вас, жела­е­те ли Вы обла­дать этим лако­мым кусоч­ком» (TY 7/588), и вско­ре он появил­ся в сче­те Гамиль­то­на от 27 мая, оце­нен­ный в 100 фун­тов стер­лин­гов (TY 8/110); эта цена под­твер­жда­ет­ся запи­ся­ми Таун­ли (TY 10/5—7; TY 12/1; TY 10/3 (fo. 33); «Union Catalogue», fo. 21r). К 5 июля бюст был упа­ко­ван, при­чём Вис­кон­ти его не видел (TY 7/592). Види­мо, Таун­ли спро­сил о месте наход­ки, посколь­ку 7 нояб­ря Гамиль­тон напи­сал, что со вре­ме­нем он смо­жет сооб­щить об этом Таун­ли, но «пока это долж­но оста­вать­ся тай­ной» (TY 7/596). Кажет­ся, Гамиль­тон так и не рас­крыл точ­ное место наход­ки, и Таун­ли при­шлось доволь­ст­во­вать­ся ука­за­ни­ем «близ Рима» (Пер­вая опись Таун­ли, бюст 8 и TY 12/3, park drawing room 15) и «Рим­ская Кам­па­нья» (TY 12/5 и Замет­ки о рас­по­ло­же­нии мра­мо­ров в доме Чарль­за Таун­ли). Таун­ли был в вос­тор­ге от бюста, назвав его «одним из луч­ших бюстов это­го импе­ра­то­ра, кото­рые я видел» (копия пись­ма от 30 октяб­ря 1775 г., TY 7/597/2).

Это один из пред­ме­тов, пере­чис­лен­ных в сче­те Гамиль­то­на от 27 мая 1775 г. (TY 8/110). Поми­мо него, в счет были вклю­че­ны «Эге­рия или спя­щая ним­фа» за 150 фун­тов стер­лин­гов и «Колос­саль­ная голо­ва Фау­сти­ны Стар­шей» за 60 фун­тов стер­лин­гов. Ни тот ни дру­гой не были при­ня­ты Таун­ли и общая сум­ма в 210 фун­тов стер­лин­гов была вычте­на из сле­дую­ще­го сче­та Гамиль­то­на от 11 октяб­ря 1775 г. (TY 8/111). В ито­ге «Эге­рия» была про­да­на гер­цо­гу Дор­сет­ско­му и теперь нахо­дит­ся в Кно­ле.

Дати­ров­ка:

1-я пол. II в. (Hinks); один из чис­ла порт­ре­тов, изготов­лен­ных к празд­но­ва­нию деся­то­го года его прав­ле­ния в 108 г. (Gross); после 115 г. (West).


Литература:
Synopsis of the Contents of the British Museum (1808) IV. 1.
Ancient Marbles of the British Museum, III, pl. 1.
A Guide to the Graeco-Roman Sculptures in the Department of Greek and Roman Antiquities (Synopsis of the Contents of the British Museum) (2 vols., London 1874 [2nd ed. 1879] and 1876), I, no. 15.
A. H. Smith, A Catalogue of Sculpture in the Department of Greek and Roman Antiquities, British Museum, Vol. III (London 1904), 155—156, no. 1893.
R. P. Hinks, Greek and Roman Portrait Sculpture (London 1935), 28, pl. 34.
W. H. Gross, Bildnisse Traians (Das römische Herrscherbild, II. 2, Berlin 1940), 85, 127—128, no. 30, pl. 15.
R. West, Römische Porträt-Plastik (Munich 1941), II, 69 no. 15.
Donald Strong, Roman Art (1976), 89, pl. 95.
B. F. Cook, Greek and Roman Art in the British Museum (London 1976), 183 fig. 145.
B. F. Cook, The Townley Marbles (London 1985), 20, 22 fig. 20.
Susan Walker, Greek and Roman Portraits (London 1995), 90, fig. 63.

Источники:
(cc) 2019 г. Фото, текст: The British Museum (CC BY-NC-SA 4.0).
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский династия антонинов антонины император марк ульпий траян марка ульпия траяна imperator marcus ulpius traianus скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст мрамор коллекция таунли гэвин гамильтон гевин gavin hamilton инв № 1805 0703 93