Портрет Траяна
Мрамор. Нач. II в. н. э.Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Портрет Траяна.
Мрамор. Нач. II в. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Описание:
Характерным образцом этих ранних портретов, в которых особенно четко проявились реминисценции республиканского стиля, является портрет императора Траяна в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Это рельефная голова, изготовленная из вторично использованного обломка статуи задрапированного человека; голова была вставлена в какое-то обрамление, возможно, в мраморный декоративный щит, клипей, служивший украшением храма и общественного здания. Изображен человек средних лет с суровым некрасивым лицом. Хорошо переданы характерные черты императора Траяна, знакомые нам по многочисленным его изображениям на монетах, на рельефах и в круглой скульптуре: низкий выпуклый лоб, на который падают почти прямые пряди волос, широко посаженные большие миндалевидные глаза со слегка прищуренными веками, сильно выступающий вперед нос с треугольной складочкой на переносице, довольно большой рот с тонкими плотно сжатыми губами, обрамленный резкими складками, крепкий подбородок. Эти черты встречаются на всех портретах Траяна. Портрету из московского собрания близки многие другие ранние портреты императора. Все они характеризуются своеобразным, свойственным лишь эпохе Траяна стилем исполнения, сочетающим моделировку лица широкими, мало расчлененными плоскостями с резкой графической манерой передачи деталей. Особенно характерно исполнение волос. На ранних портретах Траяна они охватывают голову плотной шапкой; неглубоко врезанные, четкие линии обозначают отдельные почти прямые пряди, лишь на концах слегка изгибающиеся и расходящиеся в стороны в центре лба или над углом глаза. Такая трактовка волос, несколько напоминающая графически обозначенные волосы на республиканских портретах, но отличающаяся более высоким рельефом, — характерная черта иконографии времени Траяна. Стремление подражать строгому и четкому стилю республиканских портретов проявляется и в чрезвычайно резкой графической передаче немногочисленных морщин, прорезающих лицо Траяна, в четком рисунке век, губ. В этих портретах нет непосредственной свежести республиканских голов с их подчас наивным увлечением передачей отдельных деталей. Но неправильно рассматривать произведения времени Траяна как внешнюю и не вполне удачную попытку возродить принципы республиканского портрета. Эпоха Траяна создает свой собственный портретный стиль, стиль несколько холодный, лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный.
Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 49—50, илл. 75.