Статуя Траяна
Мрамор. Ок. 110 г. н. э.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека
Статуя Траяна.
Мрамор. Ок. 110 г. н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
Описание:
В исполнении деталей лица, глаз, губ, волос сохраняется большая четкость линий, но в то же время появляется элемент пластической лепки формы, начинает исчезать сухость, характеризовавшая портреты раннего времени. Особенно заметно различие в трактовке волос — теперь это не плотная масса, расчлененная скучными графическими линиями, а свободно лежащие чуть волнистые пряди, местами пересекающиеся, расходящиеся в стороны. При сохранении несомненно большого сходства, [с.51] что доказывается сравнением этих портретов с многочисленными изображениями Траяна на монетах, в них ясно чувствуется героизация образа императора, стремление придать ему особую значимость. Если в ранних портретах Траяна ощущаются реминисценции республиканского искусства, то в этих портретах видно обращение к традициям портрета времени Августа. В этот же период появляются и статуи Траяна, изображающие его в позе оратора, обращающегося с речью к войскам, воспроизводящие позу статуи Августа из Прима Порта (например, статуи Траяна из Утики и из Остии). Однако искусству времени Траяна, трезвому и сдержанному, более соответствует другой вариант этой темы, известный еще в I веке н. э., но не получивший тогда распространения. Такова лучшая из дошедших до нас панцирных статуй Траяна в собрании Нью-Карлсбергской глиптотеки в Копенгагене. Несмотря на парадное одеяние, поза Траяна, полная спокойного достоинства, гораздо проще торжественной позы статуи Августа. Голова императора по своему типу близка ватиканскому бюсту. Статуя в Копенгагене дает образ уверенного в себе полководца, безусловно героизированный, но в то же время сохраняющий всю полноту жизненной убедительности. Вероятно, именно таким появлялся Траян перед своими войсками. Этот тип доминирует в бюстах Траяна всей второй половины его правления. Поздним портретам императора свойственна тенденция к усилению пластической передачи форм.
Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 50—51, илл. 77.