Ливия
Сардоникс.
Рим. I в.
3,1 × 2,5 см.
Инв. №№ ГР-12655 / Ж. 268.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Ливия.

Сардоникс.
Рим. I в.
3,1 × 2,5 см.
Инв. №№ ГР-12655 / Ж. 268.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Инте­рес­но срав­нить, как тот же самый пер­со­наж порт­ре­ти­ру­ет­ся масте­ром с иным худо­же­ст­вен­ным тем­пе­ра­мен­том. В гам­ме коло­ри­та Евтих, создав­ший этот порт­рет, оста­ет­ся бо́льшим рацио­на­ли­стом, неже­ли Гилл. Мы узна­ем «сови­ные» гла­за Ливии, ее «пти­чий» про­филь. Она выглядит поста­рев­шей. Лав­ро­вый венок, преж­де пре­ро­га­ти­ва лишь импе­ра­то­ра и его наслед­ни­ка, увен­чи­ва­ет ее голо­ву. При­чес­ка частич­но зак­ры­та наки­ну­тым на воло­сы пок­ры­ва­лом. Эта осо­бен­ность пере­во­дит образ Ливии в сакраль­ные сфе­ры: она изо­бра­же­на здесь не толь­ко в каче­стве импе­ра­три­цы, но и как жри­ца. После смер­ти Авгу­ста она ста­ла слу­жи­тель­ни­цей учреж­ден­но­го Тибе­ри­ем куль­та осно­ва­те­ля импе­рии. Ему пок­ло­ня­лись как Боже­ст­вен­но­му Авгу­сту Отцу (име­лось в виду— «Отцу Оте­че­ства»). Отсюда холод­ная отчуж­ден­ность порт­ре­та, ника­кие эмо­ции не умест­ны в момент бого­слу­же­ния.

Источники:
© 1994 г. Текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 130—131, № 53.
© 2020 г. Фото: Государственный Эрмитаж.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma римская римский римское римские камея камеи портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина резной резная имперский императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii сардоникс лавровый венок corona laurea мастерская диоскурида резчик диоскурид dioskourides dioskurides dioscorides dioscurides евтих eutychus eutychos инв № гр-12655 ж. 268