Голова — 30—20 гг. до н. э.; бюст — современная работа.
Высота: общая — 68 см, античной части — 42 см.Инв. № 90.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин
Бюст с головой Агриппы.
Голова — 30—20 гг. до н. э.; бюст — современная работа.
Высота: общая — 68 см, античной части — 42 см.
Флоренция, Галерея Уффици.
41. Бюст с головой Агриппы (№ 90 инв. описи 1914 г.).
Греческий мрамор: общая высота 0,68 м; высота античной части 0,42 м.
Современная реставрация: левая часть кончика носа, край правого уха и верхний край левого. Голова подвергалась очистке кислотой, в результате которой античная патина была разрушена, и поверхность приобрела шероховатый вид. Бюст из греческого мрамора — современной работы. На подставке надпись M. AGRIPPA.
Дючке считал вероятным, что это именно тот бюст, который в числе прочих был подарен папой Сикстом IV Лоренцо Великолепному в 1471 г., но доказать это предположение невозможно; однако поскольку бюст современный, можно предполагать более позднюю дату поступления головы в коллекцию. В Галерее находится по крайней мере с конца 1704 г., как следует из инвентарной описи этого года; с прошлого по настоящее время занимает постоянное место в I коридоре.
Из общих высказываний Дючке Бернулли сделал вывод о том, что бюст не может являться современной работой, поскольку обнаруженное Gabi влияние на него портретов Калигулы и Каракаллы позволяет уверенно предположить, что все три портрета восходят к одной общей традиции античного портрета времен Александра и эллинизма (см. также № 31).
В случае с Агриппой, которого историческая традиция представляет поборником традиционных римских ценностей, придание ему эллинистических черт (особенно у Гримани в «Агриппе» [C. Anti, Il Museo archeologico di Venezia, Roma, 1930, p. 5]) обусловлено скорее вкусами того времени, чем программными взглядами, хотя нельзя не учитывать его политическую активность на Востоке, с. 53 которая пользовалась полным доверием Августа, а также сведения о важности его роли в восточном мире.
В то время как официальные портреты Августа выполнены в стиле идеализации, восходящем к аттическому (ср. №№ 39, 40), портрет Агриппы относится скорее к восточному течению, на что указывает мрачное выражение, подчеркнутое резкими чертами лица и концентрацией глубоких теней под надбровными дугами. A. Hekler считал флорентийский портрет репликой луврского бюста (Hekler 174).
R. West приводил доводы в пользу эллинистического влияния, но при этом подчеркивал дистанцию между эллинизирующим стилем поздней республики и римским реализмом. В портрете Агриппы ощущается преодоление этого конфликта в эпоху, когда в обществе воцарился порядок. Художественное качество портрета из Уффици можно оценить как довольно среднее.
J. Burchhardt, Der Cicerone, 525 b;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, 66;
J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, Stuttgart, 1882-86, I, p. 256;
H. Brunn, P. Arndt, Griechische und römische Porträts, München, 1891 e ss., 293—
W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 21;
V. Duruy, Histoire Romaine, Paris, III, p. 688;
A. Hekler, Die Bildniskunst der Griechen und Römer, Stuttgart 1912, p. 220 al n. 174;
R. Paribeni, Il ritratto nell’arte antica, Milano s. a., tav. CXVIII;
R. West, Die römische Portraitplastik, I—
Fot.: Brogi 9211; Sopraintendenza alle Gallerie, Firenze 112069, 112070.
© 1961 г. Описание: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte II. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1961. Pp. 52—53, cat. no. 41, ill. 41 a, b.
© 2011 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.