Саркофаг в форме виноградной давильни (ленос) с изображением процессии вступления консула в должность (processus consularis).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
Саркофаг со сценой вступления в консульскую должность.
Из Ачилии, обл. Палокко (1950 г.).
Правая часть почти полностью отсутствует, некоторые фигуры левой части повреждены.
Выс. 149 см, дл. 248 см, шир. 128 см.
Инв. № 126372.
Саркофаг, имеющий форму монументальной овальной ванны, украшен по крайней мере четырнадцатью горельефными фигурами с искусно выполненными портретами, расположенными на разных по глубине планах. В передней части сохранилась сцена рукопожатия (dextrarum junctio), слева от которой находится группа мужских фигур в тогах. Все они, за одним исключением, относятся к типу бородатых философов. Справа — женские фигуры, возможно, музы.
Женская голова с косой, закрепленной на затылке, сохранилась фрагментарно, и не подлежит реконструкции. Почти наверняка она располагалась на заднем плане, и являлась персонификацией Гармонии (Concordia).
Интерпретация сохранившейся части саркофага, исключительное качество отделки которого со следами окраски и позолоты обращает на себя внимание, представляет большие трудности. Некоторые утверждения не вызывают сомнений: форма саркофага (lenós, или давильный чан для отжима винограда) символизирует небесный урожай в потусторонней жизни; объятия пары на передней стенке указывают на то, что это супруги; фигуры на боковой стенке — философы и музы. Фигура в тоге с поднятой рукой и с диадемой на голове после сравнения с историческими рельефами достаточно уверенно может трактоваться как гений сената (Genius Senatus); и наоборот, идентификация фигуры молодого мужчины с короткой прической, стоящего слева от пары, затруднена.
Несмотря на то, что все исследователи, основываясь на стиле причесок юношеской и женской голов, считают, что саркофаг был создан после 235 г. н. э., точная хронология и смысл сцены, будучи тесно связанными между собой, остаются предметом споров.
Бьянки Бандинелли, автор критической работы, посвященной данному саркофагу, на основании сравнения с изображениями на монетах и с другими известными портретами, идентифицировал юношу как Гордиана III (восшедшего на престол в довольно молодом возрасте), а супружескую пару — как родителей императора. Если придерживаться этой гипотезы, саркофаг был создан в 238 г. н. э., когда Гордиан стал императором; однако остается неясной личность заказчика, тем более, что портрет юноши, возможно, был подвергнут переработке. По примеру Бьянки Бандинелли другие исследователи приписывали саркофаг разным правителям, умершим в молодом возрасте, таким как Гостилиан или Нигриниан.
Более поздняя точка зрения, предложенная Б. Андреэ (B. Andreae), рассматривает сцену как processus consularis, или торжественное шествие консула на инавгурацию, происходившее в начале года, первого января, в присутствии сенаторов и всадников, и представлявшее собой подробно разработанную церемонию, которая завершалась жертвоприношением на вершине Капитолийского холма; при таком прочтении на рельефе изображен момент, когда избранный консул покидает свою семью (супругу и молодого сына), чтобы начать шествие в честь гения сената.
Композиционная схема, встречающаяся в нескольких саркофагах времен правления Галлиена, вкупе с некоторыми стилистическими деталями позволяет отнести саркофаг к этому периоду или следующему за ним десятилетию.
S. Aurigemma, Le Terme di Diocleziano e il Museo Nazionale Romano, Rome, 19543, pp. 122—
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), p. 172.
© 2011 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин