Саркофаг в форме виноградной давильни (ленос) с изображением процессии вступления консула в должность (processus consularis)
Греческий (паросский?) мрамор. Рим. Ок. 270 г. н. э.Инв. № 126372.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг в форме виноградной давильни (ленос) с изображением процессии вступления консула в должность (processus consularis).

Греческий (паросский?) мрамор. Рим. Ок. 270 г. н. э.
Инв. № 126372.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Ачи­лия, обл. Палок­ко (1950 г.).

Описание:

Сар­ко­фаг со сце­ной вступ­ле­ния в кон­суль­скую долж­ность.

Из Ачи­лии, обл. Палок­ко (1950 г.).
Пра­вая часть почти пол­но­стью отсут­ст­ву­ет, неко­то­рые фигу­ры левой части повреж­де­ны.
Выс. 149 см, дл. 248 см, шир. 128 см.
Инв. № 126372.

Сар­ко­фаг, име­ю­щий фор­му мону­мен­таль­ной оваль­ной ван­ны, укра­шен по край­ней мере четыр­на­дца­тью горе­льеф­ны­ми фигу­ра­ми с искус­но выпол­нен­ны­ми порт­ре­та­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми на раз­ных по глу­бине пла­нах. В пере­д­ней части сох­ра­ни­лась сце­на руко­по­жа­тия (dextrarum junctio), сле­ва от кото­рой нахо­дит­ся груп­па муж­ских фигур в тогах. Все они, за одним иск­лю­че­ни­ем, отно­сят­ся к типу боро­да­тых фило­со­фов. Спра­ва — жен­ские фигу­ры, воз­мож­но, музы.

Жен­ская голо­ва с косой, закреп­лен­ной на затыл­ке, сох­ра­ни­лась фраг­мен­тар­но, и не под­ле­жит рекон­струк­ции. Почти навер­ня­ка она рас­по­ла­га­лась на зад­нем плане, и явля­лась пер­со­ни­фи­ка­ци­ей Гар­мо­нии (Concordia).

Интер­пре­та­ция сох­ра­нив­шей­ся части сар­ко­фа­га, иск­лю­чи­тель­ное каче­ство отдел­ки кото­ро­го со следа­ми окрас­ки и позо­лоты обра­ща­ет на себя вни­ма­ние, пред­став­ля­ет боль­шие труд­но­сти. Неко­то­рые утвер­жде­ния не вызы­ва­ют сомне­ний: фор­ма сар­ко­фа­га (lenós, или давиль­ный чан для отжи­ма вино­гра­да) сим­во­ли­зи­ру­ет небес­ный уро­жай в поту­сто­рон­ней жиз­ни; объ­я­тия пары на пере­д­ней стен­ке ука­зы­ва­ют на то, что это супру­ги; фигу­ры на боко­вой стен­ке — фило­со­фы и музы. Фигу­ра в тоге с под­ня­той рукой и с диа­де­мой на голо­ве после срав­не­ния с исто­ри­че­ски­ми релье­фа­ми доста­точ­но уве­рен­но может трак­то­вать­ся как гений сена­та (Genius Senatus); и нао­бо­рот, иден­ти­фи­ка­ция фигу­ры моло­до­го муж­чи­ны с корот­кой при­чес­кой, сто­я­ще­го сле­ва от пары, затруд­не­на.

Несмот­ря на то, что все иссле­до­ва­те­ли, осно­вы­ва­ясь на сти­ле при­че­сок юно­ше­ской и жен­ской голов, счи­та­ют, что сар­ко­фаг был создан после 235 г. н. э., точ­ная хро­но­ло­гия и смысл сце­ны, будучи тес­но свя­зан­ны­ми меж­ду собой, оста­ют­ся пред­ме­том спо­ров.

Бьян­ки Бан­ди­нел­ли, автор кри­ти­че­ской работы, посвя­щен­ной дан­но­му сар­ко­фа­гу, на осно­ва­нии срав­не­ния с изо­бра­же­ни­я­ми на моне­тах и с дру­ги­ми извест­ны­ми порт­ре­та­ми, иден­ти­фи­ци­ро­вал юно­шу как Гор­ди­а­на III (вос­шед­ше­го на пре­стол в доволь­но моло­дом воз­расте), а супру­же­скую пару — как роди­те­лей импе­ра­то­ра. Если при­дер­жи­вать­ся этой гипо­те­зы, сар­ко­фаг был создан в 238 г. н. э., когда Гор­диан стал импе­ра­то­ром; одна­ко оста­ет­ся неяс­ной лич­ность заказ­чи­ка, тем более, что порт­рет юно­ши, воз­мож­но, был под­верг­нут пере­ра­бот­ке. По при­ме­ру Бьян­ки Бан­ди­нел­ли дру­гие иссле­до­ва­те­ли при­пи­сы­ва­ли сар­ко­фаг раз­ным пра­ви­те­лям, умер­шим в моло­дом воз­расте, таким как Гости­ли­ан или Ниг­ри­ни­ан.

Более позд­няя точ­ка зре­ния, пред­ло­жен­ная Б. Андреэ (B. Andreae), рас­смат­ри­ва­ет сце­ну как processus consularis, или тор­же­ст­вен­ное шест­вие кон­су­ла на инав­гу­ра­цию, про­ис­хо­див­шее в нача­ле года, пер­во­го янва­ря, в при­сут­ст­вии сена­то­ров и всад­ни­ков, и пред­став­ляв­шее собой подроб­но раз­ра­ботан­ную цере­мо­нию, кото­рая завер­ша­лась жерт­во­при­но­ше­ни­ем на вер­шине Капи­то­лий­ско­го хол­ма; при таком про­чте­нии на релье­фе изо­бра­жен момент, когда избран­ный кон­сул покида­ет свою семью (супру­гу и моло­до­го сына), чтобы начать шест­вие в честь гения сена­та.
Ком­по­зи­ци­он­ная схе­ма, встре­чаю­ща­я­ся в несколь­ких сар­ко­фа­гах вре­мен прав­ле­ния Гал­ли­е­на, вку­пе с неко­то­ры­ми сти­ли­сти­че­ски­ми дета­ля­ми поз­во­ля­ет отне­сти сар­ко­фаг к это­му пери­о­ду или сле­дую­ще­му за ним деся­ти­ле­тию.

S. Aurigemma, Le Terme di Diocleziano e il Museo Nazionale Romano, Rome, 19543, pp. 122—123, no. 330; W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, III, Tübingen, 19694, pp. 231—235, no. 2316 (B. Andreae); Museo Nazionale Romano, Le sculture, A. Giuliano ed., I, 1, Rome, (1979), pp. 298—304, no. 182 (M. Sapelli); Archeologia a Roma. La materia e la tecnica nell’arte antica, M. R. Sanzi Di Mino, M. Bertinetti ed., Catalogo of the exhibition (Rome, April-December, 1990), Rome, 1990, pp. 145—146, no. 120 (M. Sapelli).

Elena Calandra

Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), p. 172.
© 2011 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о рельеф греческий паросский мрамор ленос консул процессия гордиан processus consularis тога мужской портрет инв № 126372