Саркофаг-ленос с дионисийскими сценами (сторона 1).
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
91. ОВАЛЬНЫЙ САРКОФАГ С ДИОНИСИЙСКИМИ СЦЕНАМИ.
Около 210 года.
Мрамор белый, желтоватый на поверхности.
Высота 79, ширина передней стенки 214, ширина боковой стенки 87.
Крышка саркофага утрачена. Глубокая трещина в верхней части передней стенки саркофага, на уровне голов, с утратами, частично реставрированными в мраморе, особенно значительны повреждения на груди юноши с деревцем, сидящего перед Ариадной. На скругленных сторонах саркофага в трех местах реставрация выбоин по краю, в верхней части задней боковой стенки два глубоких повреждения фона рельефа и два глубоких отверстия внизу, между ног Геракла. Стесаны носы у крайней слева менады на передней стенке саркофага и у сатира в гирлянде — на задней. Отдельные мелкие утраты: сбита бо́льшая часть руки сатиренка за фигурой Ариадны, имеется мелкий сбой на правой груди Ариадны и трещины на ее теле, утрачена верхняя часть посоха Пана, находящегося перед ней. Пожелтение мрамора особенно значительно на правой руке Геракла на боковой стенке и на левой руке женщины с лирой, на шкуре сатира в гирлянде из масок. Ряд трещин по основанию саркофага.
Поступил в 1925 году из имения Уваровых Поречье под Можайском; куплен графом С. С. Уваровым в 1843 году во Флоренции; ранее принадлежал роду Альтемпс. Зафиксирован в Риме в начале XVII века; вероятно, был найден в раскопках.
Инв. II 1а 231.
Саркофаг овальной формы, несколько расширяющийся кверху. Украшен рельефами со всех сторон, фигуры переднего плана на уровне голов приобретают характер круглой скульптуры, фигуры второго плана исполнены в низком рельефе. Львиными масками-протомами композиция членится на четыре части — две прямые продольные и две скругленные боковые. Темой изображения являются мифы дионисийского цикла.
В центре одной из продольных сторон представлен миф о нахождении Дионисом брошенной Тесеем Ариадны. Молодой обнаженный Дионис, или Вакх, в плаще, ниспадающем со спины, в виноградном венке, с тирсом остановился перед спящей Ариадной (лицо ее осталось незаконченным), на которую ему указывают сатир, козлоногий пан и эрот с факелом. С другой стороны Ариадну пытается разбудить маленький сатиренок. За Вакхом-Дионисом помещены фигуры пантеры, сатира в гирлянде из фруктов, и под львиной маской — сцена извлечения занозы сатиром из ноги пана.
В центре противоположной стороны — Вакх в длинном хитоне с рукавами, в шкуре пантеры, с виноградным венком и канфаром в руке. Справа от него — опьяненный Геракл, которого пытается приподнять с ложа, застланного львиной шкурой, пан, на Геракла указывает рукой сатиренок. Слева от Диониса стоит пожилой задумчивый силен в гиматии с пустым канфаром в руке. Рядом с ним сидит на земле женщина, протягивающая руку к канфару Диониса. Это, очевидно, изображение Ариадны, соединяющей в себе также и черты матери Диониса Семелы.
На скругленных сторонах саркофага представлены пляшущие менады и сатиры с дионисийскими атрибутами. Среди них со стороны Геракла выделяется фигура обнаженного пожилого силена в венке, с головной повязкой, с жезлом, аналогичным жезлу Диониса, с пустым канфаром в руке. Выражение его лица задумчиво и сосредоточенно. Это переживший дионисийскую метаморфозу Геракл. Рядом с ним — Ариадна-Семела. Свободная живописная композиция отличается глубокой ритмичностью построения, усиленной яркими контрастами света и тени. Обильное применение бурава в исполнении глаз и волос, струящиеся потоки которых приобретают флоральный характер и «прирастают» к формам, выполненным в более высоком рельефе, свидетельствует о времени создания саркофага в начале III века, а также такие особенности, как удлиненность пропорций фигур и некоторая измельченность форм, не перегружающих, однако, фона, позволяют считать датой создания саркофага первое десятилетие III века1. Эта дата подтверждается структурным и стилистическим сходством композиции с рельефами саркофага Эндимиона в Нью-Йорке, точная дата которого установлена на основании надписи и портретного изображения умершей2. Наиболее близкими по сюжету рельефам саркофага из ГМИИ являются рельефы саркофага в Дрездене3 и в Ньюбай-Холле4. Саркофаг из ГМИИ принадлежит той же мастерской, что и саркофаг в Балтиморе5.
1Ср. Bianchi Bandinelli R. Roma. La fine dell’arte antica. Roma, 1980, p. 426, ca. 210. 2См.: McCann A. Roman Sarcophagi in the Metropolitan Museum of Art. New York, 1978, N 4, fig. 35. 3См.: Herrmann P. Verzeichnis der antiker Originalbildwerke. Dresden, 1915, S. 62, N 271. 4См.: Turcan R. Les sarcophages romaines à représentations dionysiaques. Essai de chronologie et d’histoire religieuse. Paris, 1966, p. 34. 5См.: Matz F. Die dionysischen Sarkophage. Berlin, 1969, Teil III. S. 388, N 216, Taf. 225—БИБЛИОГРАФИЯ:
Леонтьев П. М. Вакхический памятник графа С. С. Уварова. — Пропилеи. Сборник статей по классической древности. М., 1851, кн. 1, с. 135—
Уваров С. С. О древнеклассическом памятнике, привезенном из Рима в Поречье. — Там же. М., 1853, кн. 3, с. 188—
Brunn H., Bruckmann I. Die Denkmaler der griechischen und römischen Skulptur. München, 1888, Taf. 490.
Lehmann-Hartleben K. and Olsen E. C. Dionysiac Sarcophagi in Baltimore. Baltimore, 1942, p. 42, 74 f.
Hanfmann G. M. A. The Season Sarcophagus in Dumbarton Oaks. Cambridge (Mass.) 1951, vol. 1—
Matz F. Ein römisches Meisterwerk. Der Jahreszeiten-sarkophag Badminton—
Bianchi Bandinelli R. Archeologia e cultura. Milano—
Turcan R. Les sarcophages romaines à représentations dionysiaques. Essai de chronologie et d’histoire religieuse. Paris, 1966, p. 62, 64, 65, 101, 232—
Matz F. Die dionysischen Sarkophage. Berlin, 1968, Teil I, N 47, S. 153—
Кобылина М. М. Искусство Древнего Рима. М.—
Акимова Л. И. Саркофаг с дионисийскими сценами в собрании ГМИИ. — Музей-7. Художественные собрания СССР. М., 1987, с. 112—
http://www.antic-art.ru/data/rome/131_uvarov_sarcophagus/index.php
© 1987 г. Описание: Античная скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Изобразительное искусство, Москва, 1987, с. 91, кат. 135—136.