Высота 138 см.Инв. № MR 337 (Ma 1210; N 1580).Париж, Лувр
Статуя Нерона в детском возрасте в тоге и с буллой, держащего свиток.
Высота 138 см.
Париж, Лувр.
Усыновление Нерона Клавдием произошло за год до того, как Нерон достиг совершеннолетия в возрасте 14 лет и надел мужскую тогу (toga virilis). Усыновление сделало Нерона его предполагаемым наследником, и изображения Нерона были быстро распространены по всей империи. Лувр и Национальный археологический музей Пармы располагают почти идентичными портретами юного мальчика, носящего тогу-претексту (тога с пурпурной каймой) и буллу (украшение, которое дети носили на шее). Статуя в Парме происходит из базилики в Веллейе, где она была найдена вместе с другими портретами Юлиев-Клавдиев, включая изображение Клавдия.
Сравнение с монетами с изображением Британника исключает возможность того, что это портрет родного сына Клавдия. Прическа очень похожа на прическу последних портретных изображений Клавдия, известных как «Туринский тип», особенностью которого являются волосы, расчесанные очень прямо надо лбом и разделенные небольшой «вилкой» над носом или над внутренним углом правого глаза. Эта прическа была у Клавдия в Себастейоне (храм, посвященный культу императоров) в Афродисии. Подобие причесок подчеркивало близкое родство Клавдия и Нерона, хотя фактически их не связывали никакие кровные узы[3].
Хотя здесь рот Нерона уже довольно маленький и мясистый и его глаза кажутся утонувшими под слегка изогнутыми бровями, его лицо все еще обладает искренней притягательностью. Однако тенденция к большому реализму в имперских портретах, возникшая при Клавдии, продолжилась во время четырнадцатилетнего правления Нерона; таким образом, модель лица в четырех портретных типах значительно изменялась по мере того, как молодой человек физически взрослел: прическа получила больший объем, становясь более сложной и даже экстравагантной, вероятно, при помощи щипцов для завивки. Черты лица огрубели, а выражение стало мрачным и враждебным1.
Эти изменения означают больше, чем просто поиски точного изображения. Последние портреты Нерона поразительны, потому что они демонстрируют такой подход к искусству, который нацелен на оказание определенного эффекта. Эти портреты отражают эстетические предубеждения Нерона и его стремление к вызывающему противостоянию веристскому стилю эпохи Республики, так же как и августовской имперской идеологии, основанной на равновесии, сдержанности и уважении к традиционным формам. В 69 г. Нерон заплатил за эту позицию своей жизнью[4].
[1]Клавдий и Мессалина имели также дочь Октавию. (Прим. ред. сайта).
[2]Британника отравил Нерон, а не Агриппина. (Прим. ред. сайта).
[3]По отцу Нерон приходился Клавдию двоюродным племянником, а по матери — внучатым племянником. (Прим. ред. сайта).
[4]Правильно — в 68 г. н. э. (Прим. ред. сайта).
© 2008 г. Перевод с англ. С. И. Сосновского, под ред. О. В. Любимовой.