5—44 гг. н. э.
Высота 40 см.Инв. №№ Ma 3133 / MND 848.Париж, Лувр
Портрет Агриппины Старшей.
5—44 гг. н. э.
Высота 40 см.
Париж, Лувр.
5—
Агриппина Старшая родилась в 14 г. до н. э. от Агриппы и Юлии, дочери Августа. В 5 г. н. э. она вышла замуж за Германика, внука Ливии. У них было девять детей, включая будущего императора Калигулу и Агриппину Младшую, мать императора Нерона и будущую жену императора Клавдия.
Агриппина Старшая сопровождала Германика в его походах на Рейне и на Востоке. После того, как Германик умер в Антиохии в 19 г. н. э., Агриппина вернулась в Рим с его прахом. В правление Тиберия она оказалась жертвой манипуляций Сеяна, префекта преторианцев, который стремился избавиться от потенциальных наследников Тиберия. Он убедил императора сослать Агриппину Старшую и ее сына Друза на остров Пандатерия (совр. Вентотене, у побережья Кампании), где она умерла от голода в 33 г. н. э., как и ее сын Друз. Ее сын Нерон Старший был убит в 37 г. н. э.[1]
Портреты Агриппины создавались в течение трех различных периодов I в. н. э.: во время ее замужества, которое сделало ее матерью потенциального императора; когда ее сын Калигула пришел к власти в 37 г. н. э. и собрал останки матери с Пандатерии, чтобы поместить в мавзолей Августа; и во время брака Клавдия с Агриппиной Младшей — которая очень желала подчеркнуть свое происхождение от Августа. На основании монет и надписей можно различить три типа портретов — поскольку прическа Агриппины, которая остается неизменной на разных изображениях, не может служить указателем на время изготовления портретов: волосы разделены по центру с двумя скорее гладкими, чем свободными волнами, спускающимися на лоб, более свободные локоны над висками завиваются на концах и закрывают уши. Волосы стянуты назад и собраны в пучок на затылке. Два длинных локона спускаются с шеи и лежат на плечах.
Легче всего идентифицировать портреты, относящиеся ко времени Калигулы, когда было выпущено сравнительно много монет. Портрет, обнаруженный среди руин базилики в Валлее и теперь хранящийся в Парме (1952.829), относится к этому периоду. Это посмертный портрет, где Агриппина чрезвычайно идеализирована. Остальные портреты, такие как
Портреты эпохи Клавдия характеризуются более грубыми и схематичными чертами. К тому времени целью было уже не идеализировать Агриппину Старшую, а показать ее связь с дочерью Агриппиной Младшей. Так, прическа Агриппины Старшей, как и ее дочери, более аккуратная: локоны над висками и ушами разделены на два ряда, локоны на плечах скручены в завитки, свисающие с шеи. На луврском портрете эти особенности отсутствуют, хотя прическа там и упрощена, по сравнению с портретами, которые несомненно датируются временем Калигулы1.
Что касается портретов, датируемых эпохой Тиберия перед ссылкой Агриппины, то по общему мнению, они более достоверны, но учитывая доминировавшую тенденцию к идеализации портретов членов императорской семьи в этот период и так называемые «провинциальные» отклонения от официальных изображений, — что заметно в отдельных портретах, изготовленных вдалеке от Рима, — сложно отнести то или иное изображение к этому периоду. В любом случае, портрет, изображенный здесь, не имеет следов провинциального происхождения. Напротив, поворот шеи и изящность работы вместе с чрезвычайной правильностью черт наделяют работу той выразительностью, которая изредка мешает идеалистичному стилю и в данном случае выдает эллинистическое влияние. Однако это не облегчает датировку работы — тем более, что на другом портрете из Кирены2, обнаруженном в совершенно иной обстановке, заметно то же изящество и его определенно можно датировать эпохой Клавдия.
Примечания:
1 Wood 1988, с. 412—
2 Anti 1928.
Примечания редакции сайта:
[1]Правильно: в 31 г. н. э.
Библиография:
Kersauson (de) 1986, pp. 132—
Tansini 1995, p. 66, fig. 17—
© 2011 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой