Портрет Агриппины Старшей
Мрамор.
5—44 гг. н. э.
Высота 40 см.
Инв. №№ Ma 3133 / MND 848.Париж, Лувр

Портрет Агриппины Старшей.

Мрамор.
5—44 гг. н. э.
Высота 40 см.
Инв. №№ Ma 3133 / MND 848.

Париж, Лувр.

Афины.
Происхождение:
Най­ден в Афи­нах. При­об­ре­тен в 1909 г.

Описание:
18. Порт­рет Агрип­пи­ны Стар­шей.

5—44 гг. н. э. Най­ден в Афи­нах. Мра­мор. Высота: 40 см. При­об­ре­тен в 1909 г. (МА 3133 — Инв. MND 848). Рестав­ра­тор: Б. Дюбарри-Жал­лэ (B. Dubarry-Jallet), 2006 г.

Агрип­пи­на Стар­шая роди­лась в 14 г. до н. э. от Агрип­пы и Юлии, доче­ри Авгу­ста. В 5 г. н. э. она вышла замуж за Гер­ма­ни­ка, вну­ка Ливии. У них было девять детей, вклю­чая буду­ще­го импе­ра­то­ра Кали­гу­лу и Агрип­пи­ну Млад­шую, мать импе­ра­то­ра Неро­на и буду­щую жену импе­ра­то­ра Клав­дия.

Агрип­пи­на Стар­шая соп­ро­вож­да­ла Гер­ма­ни­ка в его похо­дах на Рейне и на Восто­ке. После того, как Гер­ма­ник умер в Антио­хии в 19 г. н. э., Агрип­пи­на вер­ну­лась в Рим с его пра­хом. В прав­ле­ние Тибе­рия она ока­за­лась жерт­вой мани­пу­ля­ций Сея­на, пре­фек­та пре­то­ри­ан­цев, кото­рый стре­мил­ся изба­вить­ся от потен­ци­аль­ных наслед­ни­ков Тибе­рия. Он убедил импе­ра­то­ра сослать Агрип­пи­ну Стар­шую и ее сына Дру­за на ост­ров Пан­да­те­рия (совр. Вен­то­тене, у побе­ре­жья Кам­па­нии), где она умер­ла от голо­да в 33 г. н. э., как и ее сын Друз. Ее сын Нерон Стар­ший был убит в 37 г. н. э.[1]

Порт­ре­ты Агрип­пи­ны созда­ва­лись в тече­ние трех раз­лич­ных пери­о­дов I в. н. э.: во вре­мя ее заму­же­ства, кото­рое сде­ла­ло ее мате­рью потен­ци­аль­но­го импе­ра­то­ра; когда ее сын Кали­гу­ла при­шел к вла­сти в 37 г. н. э. и собрал остан­ки мате­ри с Пан­да­те­рии, чтобы поме­стить в мав­зо­лей Авгу­ста; и во вре­мя бра­ка Клав­дия с Агрип­пи­ной Млад­шей — кото­рая очень жела­ла под­черк­нуть свое про­ис­хож­де­ние от Авгу­ста. На осно­ва­нии монет и над­пи­сей мож­но раз­ли­чить три типа порт­ре­тов — посколь­ку при­чес­ка Агрип­пи­ны, кото­рая оста­ет­ся неиз­мен­ной на раз­ных изо­бра­же­ни­ях, не может слу­жить ука­за­те­лем на вре­мя изготов­ле­ния порт­ре­тов: воло­сы разде­ле­ны по цен­тру с дву­мя ско­рее глад­ки­ми, чем сво­бод­ны­ми вол­на­ми, спус­каю­щи­ми­ся на лоб, более сво­бод­ные локо­ны над вис­ка­ми зави­ва­ют­ся на кон­цах и зак­ры­ва­ют уши. Воло­сы стя­ну­ты назад и собра­ны в пучок на затыл­ке. Два длин­ных локо­на спус­ка­ют­ся с шеи и лежат на пле­чах.

Лег­че все­го иден­ти­фи­ци­ро­вать порт­ре­ты, отно­ся­щи­е­ся ко вре­ме­ни Кали­гу­лы, когда было выпу­ще­но срав­ни­тель­но мно­го монет. Порт­рет, обна­ру­жен­ный сре­ди руин бази­ли­ки в Вал­лее и теперь хра­ня­щий­ся в Пар­ме (1952.829), отно­сит­ся к это­му пери­о­ду. Это посмерт­ный порт­рет, где Агрип­пи­на чрез­вы­чай­но иде­а­ли­зи­ро­ва­на. Осталь­ные порт­ре­ты, такие как Капи­то­лий­ский 421, дати­ру­ют­ся на осно­ва­нии дан­ных физио­но­ми­че­ских парал­ле­лей, общих осо­бен­но­стей при­чес­ки и срав­не­ний с моне­та­ми.

Порт­ре­ты эпо­хи Клав­дия харак­те­ри­зу­ют­ся более гру­бы­ми и схе­ма­тич­ны­ми чер­та­ми. К тому вре­ме­ни целью было уже не иде­а­ли­зи­ро­вать Агрип­пи­ну Стар­шую, а пока­зать ее связь с доче­рью Агрип­пи­ной Млад­шей. Так, при­чес­ка Агрип­пи­ны Стар­шей, как и ее доче­ри, более акку­рат­ная: локо­ны над вис­ка­ми и уша­ми разде­ле­ны на два ряда, локо­ны на пле­чах скру­че­ны в завит­ки, сви­саю­щие с шеи. На лувр­ском порт­ре­те эти осо­бен­но­сти отсут­ст­ву­ют, хотя при­чес­ка там и упро­ще­на, по срав­не­нию с порт­ре­та­ми, кото­рые несо­мнен­но дати­ру­ют­ся вре­ме­нем Кали­гу­лы1.

Что каса­ет­ся порт­ре­тов, дати­ру­е­мых эпо­хой Тибе­рия перед ссыл­кой Агрип­пи­ны, то по обще­му мне­нию, они более досто­вер­ны, но учи­ты­вая доми­ни­ро­вав­шую тен­ден­цию к иде­а­ли­за­ции порт­ре­тов чле­нов импе­ра­тор­ской семьи в этот пери­од и так назы­вае­мые «про­вин­ци­аль­ные» отк­ло­не­ния от офи­ци­аль­ных изо­бра­же­ний, — что замет­но в отдель­ных порт­ре­тах, изготов­лен­ных вда­ле­ке от Рима, — слож­но отне­сти то или иное изо­бра­же­ние к это­му пери­о­ду. В любом слу­чае, порт­рет, изо­бра­жен­ный здесь, не име­ет сле­дов про­вин­ци­аль­но­го про­ис­хож­де­ния. Напро­тив, пово­рот шеи и изящ­ность работы вме­сте с чрез­вы­чай­ной пра­виль­но­стью черт наде­ля­ют работу той выра­зи­тель­но­стью, кото­рая изред­ка меша­ет иде­а­ли­стич­но­му сти­лю и в дан­ном слу­чае выда­ет элли­ни­сти­че­ское вли­я­ние. Одна­ко это не облег­ча­ет дати­ров­ку работы — тем более, что на дру­гом порт­ре­те из Кире­ны2, обна­ру­жен­ном в совер­шен­но иной обста­нов­ке, замет­но то же изя­ще­ство и его опре­де­лен­но мож­но дати­ро­вать эпо­хой Клав­дия.

DANIEL ROGER

При­ме­ча­ния:

1 Wood 1988, с. 412—413 и прим. 15.

2 Anti 1928.

При­ме­ча­ния редак­ции сай­та:

[1]Пра­виль­но: в 31 г. н. э.

Биб­лио­гра­фия:

Kersauson (de) 1986, pp. 132—133.

Tansini 1995, p. 66, fig. 17—18.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007, p. 73, cat. no. 18.
© 2011 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина голова римский имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii випсания агриппина старшая g152 vipsania agrippina maior senior скульптура скульптурный sculptura римская римские мрамор женская прическа завивка завиток из афин афины инв № ma 3133 mnd 848