Ок. 4 г. н. э.
Высота 31 см.Инв. №№ Ma 3498 / MND 1961.Париж, Лувр
Портрет Агриппы Постума.
Ок. 4 г. н. э.
Высота 31 см.
Париж, Лувр.
17. Портрет Агриппы Постума
Около 4 г. н. э. Найден в Александрии (Египет) (?). Базанит. Высота 31 см. Наследство Сеймура де Риччи, 1944 г. (MA 3498 — инв. MND 1961). Реставратор: Б. Дюбарри-Жаллэ (B. Dubarry-Jallet), 2006 г.
Агриппа Постум получил свое имя за то, что родился спустя несколько месяцев после смерти своего отца Агриппы в 12 г. до н. э. Его мать, Юлия, была дочерью Августа от первого брака императора со Скрибонией. Двое старших братьев Агриппы, Гай и Луций, носили имя Цезарь после того, как были усыновлены Августом, который хотел сделать их наследниками императорской власти, но их преждевременные смерти во 2 и 4 гг. н. э. разрушили эти планы. Тогда Август решил усыновить своего последнего кровного потомка, как и Тиберия, сына Ливии от ее первого брака.
Но Агриппа Постум попал в немилость по причинам, которые не проясняют латинские историки. Тацит (Ann., I, 3, 3) обвиняет Ливию в том, что она убедила Августа сослать Агриппу Постума в 7 г. н. э. за его наглый характер и гордыню, обусловленную его физической силой. Однако Светоний (Aug., LXV, 9) пишет, что Август заставил сенат принять формальное решение, чтобы изменить это наказание на пожизненное заключение, что требовало более серьезных мер. Как бы то ни было, согласно Тациту, после пребывания в Сорренте (Aug., LXV, 3), где у его семьи была вилла в Боскореале, известная своими картинами в III стиле, Агриппа Постум был сослан на остров Планазию, совр. Пьянозу (Тацит, Ann., I, 3, 3).
Тацит (Ann., I, 5, 5 — 6, 7) также отметил, что за несколько месяцев до смерти Август, вероятно, посетил Агриппу Постума, и примирение уже началось, но первым действием нового императора Тиберия был приказ, отданный центуриону, об убийстве Агриппы Постума. Последний выживший внук Августа был безоружен и был атакован неожиданно — он храбро сражался, но его жизнь оборвали прежде, чем ему исполнилось двадцать шесть лет.
Представленная голова изначально была снабжена штифтом, таким образом, она могла быть установлена на статуе. Голова изготовлена из базанита, твердого камня, использовавшегося в Египте. Портрет, долгое время считавшийся портретом Луция или Гая Цезарей и даже Калигулы, был идентифицирован с Агриппой Постумом в 1958 г. Ф. Шамо (F. Chamoux).
Вскоре после этого знание физиогномики принца позволило нам опознать его портреты в портретах династии Юлиев-Клавдиев1. Изображение рта, в котором скульптор использовал преимущество цвета базанита в ярко выраженной игре контрастов, удлиненные глаза под прямыми визуально спутанными бровями и ясность взгляда — все это указывает на то, что это портрет третьего внука Августа. Это прекрасно видно на луврском портрете. Как и у его отца Агриппы, лицо Агриппы Постума сильно структурировано. Его низкий лоб и мощные брови придают ему непроницаемый вид, одновременно упрямый и ясный.
Хотя черты Агриппы Постума не редки, их несколько сложнее идентифицировать из-за сходства между тремя внуками, сходства между ним и его отцом Агриппой и из-за того, что его портреты изготовлялись в течение короткого периода, по сути с 4 по 7 гг. н. э. Однако были идентифицированы два типа прически Агриппы Постума2. Прическа XVI типа, «Капитолийский гладиатор»3, как и на портрете, приведенном здесь, тяжелая, длинные пряди спадают на середину лба и разделяются двумя вилками у висков.
Возраст юноши, вырезанного из базанита, и качество работы позволили идентифицировать прическу XVI типа как прическу портретов времени усыновления, произошедшего в 4 г. н. э. Другой тип прически, приписываемый Агриппе Постуму, из Ньюби-холла, датируется периодом до усыновления Агриппы Постума и так похож на портреты Гая и Луция, что работы, изображающие группу этих людей, трудно идентифицировать без сомнений.
Библиография:
Chamoux 1958.
Kersauson (de) 1986, pp. 146—
Belli Pasqua 1995, p. 131.
© 2011 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.