50-е гг. н. э.Рим, Палатинский музей
Голова Нерона.
50-е гг. н. э.
Рим, Палатинский музей.
Голова Нерона в Национальном музее в Риме1 — прекрасный этому пример. Она была исполнена в первые годы правления Нерона и изображает его молодым. Моделировка лица с его нерезкими, немного расплывчатыми чертами выполнена очень мягко. Полные щеки обрамлены короткой бородкой, небольшие глаза под припухшими веками смотрят пристально и недоброжелательно. Прическа в виде начесанных на лоб серповидных прядей характерна для изображений Нерона; она встречается и на других портретах его времени. Портрет Нерона, исполненный, несомненно, незаурядным художником, не выявляет полностью тех отталкивающих черт его характера, которые проявились особенно резко в последние годы его жизни. Но они предугадываются в мрачном взгляде, в едва заметной зловещей улыбке рта. «Грубость, сладострастие, изнеженность, алчность и жестокость проявлялись в нем сначала лишь постепенно, незаметно, словно заблуждения юношеского возраста; однако и в то время всем было ясно, что это были врожденные пороки, а не присущие только возрасту» (Светоний, Нерон, 26).
Создание такого, отнюдь не идеализирующего образа правителя в официальном придворном портрете объясняется возросшим стремлением к реализму, к передаче близкого сходства.
Отход от классицизма и усиление реалистических тенденций, а также применение новых приемов более мягкой и пластичной моделировки и более живописной трактовки поверхности делают портрет времени Клавдия и Нерона переходным от августовского классицизма к искусству времени Флавиев.