Ливия
Белый мрамор. 1-я половина I в. н. э.Инв. № 572.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: С. И. Сосновский

Ливия.

Белый мрамор. 1-я половина I в. н. э.
Инв. № 572.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Рим, из Тиб­ра.

Описание:

Порт­рет Ливии.

Най­ден в Риме во вре­мя стро­и­тель­ных работ в рус­ле Тиб­ра. Левая бровь отби­та; гип­со­вые допол­не­ния на носу, под­бо­род­ке и шее.
Белый мра­мор. Высота 30,5 см; инв. № 572.

Порт­рет девуш­ки с широ­ким, немно­го тре­уголь­ным лицом, боль­ши­ми мин­дале­вид­ны­ми гла­за­ми и тон­ки­ми губа­ми. Ее воло­сы, с харак­тер­ным высо­ким узлом впе­ре­ди (nodus), запле­те­ны на макуш­ке по цен­тру в тон­кую косу, спус­каю­щу­ю­ся к шиньо­ну в ниж­ней части шеи, и спа­да­ют по сто­ро­нам вол­на­ми, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся в обла­сти затыл­ка как бы пет­лей. Физи­че­ские осо­бен­но­сти — такие, как боль­шие, очень выра­зи­тель­ные гла­за, и воле­вой под­бо­ро­док — и осо­бен­но при­чес­ка с высо­ким узлом надо лбом, поз­во­ля­ют нам иден­ти­фи­ци­ро­вать эту фигу­ру как Ливию, мать буду­ще­го импе­ра­то­ра Тибе­рия и жену Авгу­ста, кото­рый посмерт­но усы­но­вил ее под име­нем Юлии Авгу­сты. Эта харак­тер­ная при­чес­ка, «Тип нодус», была введе­на в моду в Риме Окта­ви­ей, сест­рой Авгу­ста (и впер­вые задо­ку­мен­ти­ро­ва­на на аурее пери­о­да три­ум­ви­ра­та) и демон­стри­ро­ва­ла сво­ей отно­си­тель­ной стро­го­стью и про­стотой кон­сер­ва­тив­ный про­тест про­тив замыс­ло­ва­тых элли­ни­сти­че­ских при­че­сок, кото­ры­ми щего­ля­ли знат­ные рим­ские жен­щи­ны в рес­пуб­ли­кан­ский пери­од. Суще­ст­ву­ет четы­ре раз­ных порт­рет­ных типа Ливии с этой при­чес­кой, кото­рая явля­лась выра­же­ни­ем новой рим­ской мат­ро­ны, casta и univira[1]. Тибр­ский порт­рет отно­сит­ся к типу, обра­зец кото­ро­го — ста­туя № 615 из Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ки в Копен­га­гене, кото­рая посту­пи­ла из Фаю­ма и, веро­ят­но, дати­ру­ет­ся дву­мя послед­ни­ми деся­ти­ле­ти­я­ми I в. до н. э.

Brunella Germini

ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:

[1]casta (лат.) — непо­роч­ная, цело­муд­рен­ная жен­щи­на; univira (лат.) — жен­щи­на, быв­шая лишь один раз заму­жем.


Литература:
B. M. Felletti Maj, Museo Nazionale Romano. I ritratti, Rome, 1953, с. 55, № 87 (порт­рет част­но­го лица);
о про­ис­хож­де­нии при­чес­ки с цен­траль­ным ноду­сом см. W. Trillmich, Das Torlonia Mädchen. Zu Herkunft und Entstehung des kaiserzeitlichen Frauenporträts, Göttingen, 1976, с. 64, прим. 217;
R. Winkes, Der Kameo Marlborough: Ein Urbild der Livia, AA, 1982, с. 131 ff.;
K. Fittschen, P. Zanker, Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen Kommunalen Sammlungen der Stadt Rom, Mainz am Phein, 1985, III, с. 2, прим. 6, K (с исчер­пы­ваю­щей биб­лио­гра­фи­ей ико­но­гра­фии, отно­ся­щей­ся к Ливии);
Museo Nazionale Romano, Le sculture, Rome, I, 9. 1 (1987), с. 127—128, R 87 (L. Nista);
Kaiser Augustus und die verlorene Republik, Ката­лог выстав­ки (Бер­лин, 7 июня — 14 авгу­ста 1988), Mainz, с. 305, № 142 (аурей Окта­вии).

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), p. 47.
© 2011 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 портрет портреты портретный портретная белый мрамор голова женский женщина julia женская прическа тип марбери холл marbury hall из тибра тибр инв № 572