Ливия.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
Портрет Ливии.
Найден в Риме во время строительных работ в русле Тибра. Левая бровь отбита; гипсовые дополнения на носу, подбородке и шее.
Белый мрамор. Высота 30,5 см; инв. № 572.
Портрет девушки с широким, немного треугольным лицом, большими миндалевидными глазами и тонкими губами. Ее волосы, с характерным высоким узлом впереди (nodus), заплетены на макушке по центру в тонкую косу, спускающуюся к шиньону в нижней части шеи, и спадают по сторонам волнами, которые заканчиваются в области затылка как бы петлей. Физические особенности — такие, как большие, очень выразительные глаза, и волевой подбородок — и особенно прическа с высоким узлом надо лбом, позволяют нам идентифицировать эту фигуру как Ливию, мать будущего императора Тиберия и жену Августа, который посмертно усыновил ее под именем Юлии Августы. Эта характерная прическа, «Тип нодус», была введена в моду в Риме Октавией, сестрой Августа (и впервые задокументирована на аурее периода триумвирата) и демонстрировала своей относительной строгостью и простотой консервативный протест против замысловатых эллинистических причесок, которыми щеголяли знатные римские женщины в республиканский период. Существует четыре разных портретных типа Ливии с этой прической, которая являлась выражением новой римской матроны, casta и univira[1]. Тибрский портрет относится к типу, образец которого — статуя № 615 из Новой Карлсбергской глиптотеки в Копенгагене, которая поступила из Фаюма и, вероятно, датируется двумя последними десятилетиями I в. до н. э.
ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:
[1]casta (лат.) — непорочная, целомудренная женщина; univira (лат.) — женщина, бывшая лишь один раз замужем.
о происхождении прически с центральным нодусом см. W. Trillmich, Das Torlonia Mädchen. Zu Herkunft und Entstehung des kaiserzeitlichen Frauenporträts, Göttingen, 1976, с. 64, прим. 217;
R. Winkes, Der Kameo Marlborough: Ein Urbild der Livia, AA, 1982, с. 131 ff.;
K. Fittschen, P. Zanker, Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen Kommunalen Sammlungen der Stadt Rom, Mainz am Phein, 1985, III, с. 2, прим. 6, K (с исчерпывающей библиографией иконографии, относящейся к Ливии);
Museo Nazionale Romano, Le sculture, Rome, I, 9. 1 (1987), с. 127—
Kaiser Augustus und die verlorene Republik, Каталог выставки (Берлин, 7 июня — 14 августа 1988), Mainz, с. 305, № 142 (аурей Октавии).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), p. 47.
© 2011 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.