Увеличить (+)Увеличить (+)Увеличить (+)Увеличить (+)
Уменьшить (-)Уменьшить (-)Уменьшить (-)Уменьшить (-)
Исходный вид (0)Исходный вид (0)Исходный вид (0)Исходный вид (0)
Полноэкранный режимПолноэкранный режимПолноэкранный режимПолноэкранный режим
Повернуть влевоПовернуть влевоПовернуть влевоПовернуть влево
Повернуть вправо (r)Повернуть вправо (r)Повернуть вправо (r)Повернуть вправо (r)
Отразить горизонтально (f)Отразить горизонтально (f)Отразить горизонтально (f)Отразить горизонтально (f)
Unable to open [object Object]: Error loading image at //ancientrome.ru/art/artwork/sculp/mythology/gr/paris/par002.jpg
Голова во фригийском колпаке: Парис

Голова во фригийском колпаке: Парис.

Мрамор. Римская копия I в. н. э. по греческому оригиналу IV в. до н. э.
Инв. № 12488.

Рим, Палатинский музей.

Происхождение:
С Пала­ти­на, Дво­рец авгу­стов (Domus Augustana).

Описание:

121—123. Две голо­вы во фри­гий­ских кол­па­ках (Парис и Гани­мед).

Най­де­ны А. Бар­то­ли (A. Bartoli) во вре­мя рас­ко­пок на ниж­нем эта­же Двор­ца авгу­стов. Обе сло­ма­ны в рай­оне шеи. Повреж­де­ны носы, губы, шап­ки. Гре­че­ский ост­ров­ной мра­мор. Высота: Парис — 32 см, Гани­мед — 29 см. Инв. № 12488, 12486.

Эти две голо­вы были най­де­ны и, веро­ят­но, сто­я­ли друг про­тив дру­га.

Пер­вая (№ 121), скло­нен­ная к пра­во­му пле­чу, изо­бра­жа­ет моло­до­го Пари­са и явля­ет­ся копи­ей брон­зо­во­го ори­ги­на­ла Евфра­но­ра (ок. 370—360 гг. до н. э.). Вто­рая голо­ва очень похо­жа, но выпол­не­на в зер­каль­ном отра­же­нии и с дру­гим испол­не­ни­ем завит­ков, более круп­ных, густых и с глу­бо­ки­ми борозда­ми от свер­ла. Веро­ят­но, она изо­бра­жа­ет Гани­меда, но ее сле­ду­ет рас­смат­ри­вать про­сто как вари­а­цию пер­вой голо­вы (№ 123).

Голо­ва Пари­са, отли­чаю­ща­я­ся более совер­шен­ным мастер­ст­вом, где линии еще пре­об­ла­да­ют над объ­е­ма­ми, долж­на дати­ро­вать­ся прав­ле­ни­ем Адри­а­на, хотя недав­но была пред­ло­же­на более ран­няя дати­ров­ка. С дру­гой сто­ро­ны, голо­ва пред­по­ла­гае­мо­го Гани­меда, хотя и схо­жая с пер­вой по мате­ри­а­лу, раз­ме­ру и тща­тель­но­сти испол­не­ния, име­ет дру­гие сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти. Укруп­не­ние объ­е­мов, кото­рое упро­ща­ет завит­ки и утя­же­ля­ет чер­ты лица и веки — из-за гораздо более широ­ко­го при­ме­не­ния свер­ла — хоро­шо соот­но­сит­ся со вре­ме­нем Анто­ни­нов.

Хотя бес­спор­но, что эти две ста­туи были выстав­ле­ны зер­каль­но, труд­но понять их связь и преж­де все­го их зна­че­ние в том све­те, в каком они были пред­став­ле­ны.

Одна­ко суще­ст­ву­ет инте­рес­ная, хоть и неправ­до­по­доб­ная идея, осно­ван­ная на каче­ст­вен­ных и сти­ли­сти­че­ских харак­те­ри­сти­ках скульп­тур, — что две голо­вы во фри­гий­ских кол­па­ках мог­ли изо­бра­жать двух богов мит­ра­ист­ско­го куль­та. Дока­за­но, что такой культ несо­мнен­но суще­ст­во­вал на Пала­тине.

Биб­лио­гра­фия: A. Bartoli, Tracci di culti orientalis sul Palatino imperiale, RendPontAc, 29, 1956—1957, p. 27; W. H. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, Tübingen, 19644, II, p. 883, n. 2105 (H. von Steuben); P. Zanker, Klassizistische Statuen, Mainz, 1974, p. 112, plate 82, 2; L. Todisco, La scultura greca del IV secolo a. C., Milan, 1993, p. 91 et seq.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1997 г. Описание: Tomei M. A. Museo Palatino. Electa, Milano, 1997, с. 142, №№ 121—123.
© 2011 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римская копия греческая мифология mythologia graeca голова парис париса paris мрамор портретная портрет троянская война головной убор фригийская шапка фригийский колпак скульптор евфранор инв № 12488

Сообщение об ошибке:

Текст с ошибкой:
Комментарий (необязательно):