Голова во фригийском колпаке: Парис
Мрамор. Римская копия I в. н. э. по греческому оригиналу IV в. до н. э.Инв. № 12488.Рим, Палатинский музей Фото: С. И. Сосновский

Голова во фригийском колпаке: Парис.

Мрамор. Римская копия I в. н. э. по греческому оригиналу IV в. до н. э.
Инв. № 12488.

Рим, Палатинский музей.

Происхождение:
С Пала­ти­на, Дво­рец авгу­стов (Domus Augustana).

Описание:

121—123. Две голо­вы во фри­гий­ских кол­па­ках (Парис и Гани­мед).

Най­де­ны А. Бар­то­ли (A. Bartoli) во вре­мя рас­ко­пок на ниж­нем эта­же Двор­ца авгу­стов. Обе сло­ма­ны в рай­оне шеи. Повреж­де­ны носы, губы, шап­ки. Гре­че­ский ост­ров­ной мра­мор. Высота: Парис — 32 см, Гани­мед — 29 см. Инв. № 12488, 12486.

Эти две голо­вы были най­де­ны и, веро­ят­но, сто­я­ли друг про­тив дру­га.

Пер­вая (№ 121), скло­нен­ная к пра­во­му пле­чу, изо­бра­жа­ет моло­до­го Пари­са и явля­ет­ся копи­ей брон­зо­во­го ори­ги­на­ла Евфра­но­ра (ок. 370—360 гг. до н. э.). Вто­рая голо­ва очень похо­жа, но выпол­не­на в зер­каль­ном отра­же­нии и с дру­гим испол­не­ни­ем завит­ков, более круп­ных, густых и с глу­бо­ки­ми борозда­ми от свер­ла. Веро­ят­но, она изо­бра­жа­ет Гани­меда, но ее сле­ду­ет рас­смат­ри­вать про­сто как вари­а­цию пер­вой голо­вы (№ 123).

Голо­ва Пари­са, отли­чаю­ща­я­ся более совер­шен­ным мастер­ст­вом, где линии еще пре­об­ла­да­ют над объ­е­ма­ми, долж­на дати­ро­вать­ся прав­ле­ни­ем Адри­а­на, хотя недав­но была пред­ло­же­на более ран­няя дати­ров­ка. С дру­гой сто­ро­ны, голо­ва пред­по­ла­гае­мо­го Гани­меда, хотя и схо­жая с пер­вой по мате­ри­а­лу, раз­ме­ру и тща­тель­но­сти испол­не­ния, име­ет дру­гие сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти. Укруп­не­ние объ­е­мов, кото­рое упро­ща­ет завит­ки и утя­же­ля­ет чер­ты лица и веки — из-за гораздо более широ­ко­го при­ме­не­ния свер­ла — хоро­шо соот­но­сит­ся со вре­ме­нем Анто­ни­нов.

Хотя бес­спор­но, что эти две ста­туи были выстав­ле­ны зер­каль­но, труд­но понять их связь и преж­де все­го их зна­че­ние в том све­те, в каком они были пред­став­ле­ны.

Одна­ко суще­ст­ву­ет инте­рес­ная, хоть и неправ­до­по­доб­ная идея, осно­ван­ная на каче­ст­вен­ных и сти­ли­сти­че­ских харак­те­ри­сти­ках скульп­тур, — что две голо­вы во фри­гий­ских кол­па­ках мог­ли изо­бра­жать двух богов мит­ра­ист­ско­го куль­та. Дока­за­но, что такой культ несо­мнен­но суще­ст­во­вал на Пала­тине.

Биб­лио­гра­фия: A. Bartoli, Tracci di culti orientalis sul Palatino imperiale, RendPontAc, 29, 1956—1957, p. 27; W. H. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, Tübingen, 19644, II, p. 883, n. 2105 (H. von Steuben); P. Zanker, Klassizistische Statuen, Mainz, 1974, p. 112, plate 82, 2; L. Todisco, La scultura greca del IV secolo a. C., Milan, 1993, p. 91 et seq.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1997 г. Описание: Tomei M. A. Museo Palatino. Electa, Milano, 1997, с. 142, №№ 121—123.
© 2011 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римская копия греческая мифология mythologia graeca голова парис париса paris мрамор портретная портрет троянская война головной убор фригийская шапка фригийский колпак скульптор евфранор инв № 12488