Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.Инв. № 2798.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский
Гермес, завязывающий сандалию.
Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
Реставрирована Бартолемео Кавачеппи (Bartolemeo Cavaceppi).
С 1771 г. в собственности графа Шелберна.
Приобретена Новой Карлсбергской глиптотекой в 1930 г. из Лансдаун-хауза (Lansdowne House), Лондон.
Юноша, приблизительно в натуральную величину, завязывает сандалию, поставив ногу на скалу. Занимаясь этим, он поднимает свою голову, словно к чему-то прислушиваясь.
Тип статуи, который традиционно упоминается как «Гермес, завязывающий сандалию», известен во множестве реплик, и нет сомнения, что это изображение Гермеса, вестника богов, который завязывает крылатые сандалии, слушая при этом указания свыше, от Зевса. Некоторые утверждают, что на самом деле он развязывает сандалию, поскольку использует только одну руку. В разные времена этот тип считался также изображением Ясона, Ахилла, Тесея, Цинцинната и Деметрия Полиоркета, — но после того как в 1977 г. в Перге (в совр. Турции) была найдена реплика, подтвердилась его первоначальная идентификация, поскольку он снабжен и крылатыми сандалиями и жезлом, кадуцеем, атрибутами Гермеса.
Гермес, завязывающий сандалию, приписывается знаменитому греческому скульптору конца IV в. до н. э. Лисиппу. В послужном списке Лисиппа было назначение его придворным скульптором Александра Великого, и в дополнение к портретам царя он также прославился многочисленными изображениями богов и атлетов, примечательных новыми формами и позами, с помощью которых они овладевают окружающим пространством. Знаменитый лисипповский Апоксиомен в Ватикане расположен так, что создается впечатление, будто он переносит вес тела с одной ноги на другую, тогда как, в то же самое время, на самом деле, движением скребка он проникает в пространство к зрителю. Вплоть до Родена скульпторам больше не удавалось передать перенос положения тела. Копии Гермеса, завязывающего сандалию, возможно, также украшали спортивные комплексы в качестве обобщенного изображения атлетического юноши. Эти два мотива можно отличить лишь в том случае, если сохранился один из атрибутов, например, крылатая обувь.
Описание бронзовой статуи в Константинополе, относящееся к поздней античности, очень похоже на Гермеса, завязывающего сандалию, а тип статуи известен также по изображениям на римских монетах, где встречается и жезл Гермеса, кадуцей.
На обширной вилле императора Адриана (117—
Римская копия II в. н. э. с греческого оригинала IV в. до н. э.
Инв. № 2798.
Статуя. Мрамор.
Высота 154 см, с постаментом — 162 см.
Собрана из многочисленных фрагментов вместе со следующими реставрациями: постамент (за исключением небольшого участка под левой ногой) со скалой и подпоркой в виде ствола дерева, правая нога, левая ягодица и левая нога между коленом и лодыжкой, левая кисть с частью руки, многие части драпировки, правое предплечье (за исключением античного запястья), часть шеи, нос и правая бровь. На постаменте позади правой ноги следы плужного лемеха, который реставратор скопировал с парижской статуи, реставрированной в образе Цинцинната. Есть также следы в верхней части ствола дерева, где оно соприкасается с внутренней частью бедра, которым нет очевидного объяснения: возможно, это была подпорка для кадуцея.
Найденная в 1769 г. на вилле Адриана в Тиволи около Рима, реставрирована Бартолемео Кавачеппи (Bartolemeo Cavaceppi) и с 1771 г. в собственности графа Шелберна (рис. 19). Приобретена в 1930 г. из Лансдаун-хауза (Lansdowne House), Лондон.
F. Poulsen 1951, Cat. 273a; A. H. Smith (ed.), A Catalogue of the Ancient Marbles at Lansdowne House (London 1889) no. 85; Vierneisel-Schlörb 1979, 457 f.; J. Rader, Die Statuarische Ausstattung der Villa Hadriana bei Tivoli (1983) 34-35; F. Haskell & N. Penny, Taste and the Antique. The Lure of Classical Sculpture 1500-1900 (1981) ad no. 23; B. S. Ridgway, Hellenistic Sculpture I (1990) 81 f.; A. M. Nielsen, MedKøb 48 (1992) 22 ff; J. Inan, Der Sandalenbindende Hermes, AntP22 (1993) 105-110; P. Moreno, Scultura ellenistica I, Rome 1994, fig. 57; Lisippo. L’Arte e La Fortuna, Catalogue (1995) 238-239, nr. 4. 35. 6. О реставрациях см. S. Howard, Cavaceppi. Eighteenth Century Restorer (reprint New York 1982) 95-96. О приобретениях, M. Moltesen, MedKøb NS 4 (2002) 53-70.
Ny Carlsberg Glyptotek, Copenhagen, 2002. Pp. 190—
© 2011 г. Перевод с англ.: Сосновский С. И.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2002 г. Описание: © Stubbe Østergaard J. Imperial Rome. Vol. II. Catalogue. Ny Carlsberg Glyptotek. 2002. Pp. 190—194, cat. no. 54.
© 2011 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.