Гермес, завязывающий сандалию
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Инв. № 2798.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский

Гермес, завязывающий сандалию.

Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Инв. № 2798.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Тиволи, Вилла Адриана.
Происхождение:
Най­де­на на вил­ле Адри­а­на в Тиво­ли, 1769 г.
Реста­ври­ро­ва­на Бар­то­ле­мео Кава­чеп­пи (Bartolemeo Cavaceppi).
С 1771 г. в соб­ст­вен­но­сти гра­фа Шел­бер­на.
При­об­ре­те­на Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­кой в 1930 г. из Лан­сда­ун-хау­за (Lansdowne House), Лон­дон.

Описание:
54. Гер­мес, завя­зы­ваю­щий сан­да­лию.

Юно­ша, при­бли­зи­тель­но в нату­раль­ную вели­чи­ну, завя­зы­ва­ет сан­да­лию, поста­вив ногу на ска­лу. Зани­ма­ясь этим, он под­ни­ма­ет свою голо­ву, слов­но к чему-то при­слу­ши­ва­ясь.

Тип ста­туи, кото­рый тра­ди­ци­он­но упо­ми­на­ет­ся как «Гер­мес, завя­зы­ваю­щий сан­да­лию», изве­стен во мно­же­стве реплик, и нет сомне­ния, что это изо­бра­же­ние Гер­ме­са, вест­ни­ка богов, кото­рый завя­зы­ва­ет кры­ла­тые сан­да­лии, слу­шая при этом ука­за­ния свы­ше, от Зев­са. Неко­то­рые утвер­жда­ют, что на самом деле он раз­вя­зы­ва­ет сан­да­лию, посколь­ку исполь­зу­ет толь­ко одну руку. В раз­ные вре­ме­на этот тип счи­тал­ся так­же изо­бра­же­ни­ем Ясо­на, Ахил­ла, Тесея, Цин­цин­на­та и Демет­рия Поли­ор­ке­та, — но после того как в 1977 г. в Пер­ге (в совр. Тур­ции) была най­де­на реп­ли­ка, под­твер­ди­лась его пер­во­на­чаль­ная иден­ти­фи­ка­ция, посколь­ку он снаб­жен и кры­ла­ты­ми сан­да­ли­я­ми и жез­лом, каду­це­ем, атри­бу­та­ми Гер­ме­са.

Гер­мес, завя­зы­ваю­щий сан­да­лию, при­пи­сы­ва­ет­ся зна­ме­ни­то­му гре­че­ско­му скуль­п­то­ру кон­ца IV в. до н. э. Лисип­пу. В послуж­ном спис­ке Лисип­па было назна­че­ние его при­двор­ным скуль­п­то­ром Алек­санд­ра Вели­ко­го, и в допол­не­ние к порт­ре­там царя он так­же про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми богов и атле­тов, при­ме­ча­тель­ных новы­ми фор­ма­ми и поза­ми, с помо­щью кото­рых они овла­де­ва­ют окру­жаю­щим про­стран­ст­вом. Зна­ме­ни­тый лисип­пов­ский Апок­сио­мен в Вати­кане рас­по­ло­жен так, что созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, буд­то он пере­но­сит вес тела с одной ноги на дру­гую, тогда как, в то же самое вре­мя, на самом деле, дви­же­ни­ем скреб­ка он про­ни­ка­ет в про­стран­ство к зри­те­лю. Вплоть до Роде­на скуль­п­то­рам боль­ше не уда­ва­лось пере­дать пере­нос поло­же­ния тела. Копии Гер­ме­са, завя­зы­ваю­ще­го сан­да­лию, воз­мож­но, так­же укра­ша­ли спор­тив­ные ком­плек­сы в каче­стве обоб­щен­но­го изо­бра­же­ния атле­ти­че­ско­го юно­ши. Эти два моти­ва мож­но отли­чить лишь в том слу­чае, если сох­ра­нил­ся один из атри­бу­тов, напри­мер, кры­ла­тая обувь.

Опи­са­ние брон­зо­вой ста­туи в Кон­стан­ти­но­по­ле, отно­ся­ще­е­ся к позд­ней антич­но­сти, очень похо­же на Гер­ме­са, завя­зы­ваю­ще­го сан­да­лию, а тип ста­туи изве­стен так­же по изо­бра­же­ни­ям на рим­ских моне­тах, где встре­ча­ет­ся и жезл Гер­ме­са, каду­цей.

На обшир­ной вил­ле импе­ра­то­ра Адри­а­на (117—138 гг.) в Тиво­ли око­ло Рима были мра­мор­ные копии мно­го­чис­лен­ных ори­ги­наль­ных брон­зо­вых гре­че­ских работ. Копия в Мюн­хене и эта — обе про­ис­хо­дят из дан­ной вил­лы, где, воз­мож­но, слу­жи­ли частью сим­мет­рич­но­го укра­ше­ния архи­тек­тур­но­го ком­плек­са (см. с. 26). Кро­ме того, на афин­ском акро­по­ле была обна­ру­же­на неза­кон­чен­ная копия, кото­рая может ука­зы­вать на то, что и брон­зо­вый ори­ги­нал нахо­дил­ся там же.

Рим­ская копия II в. н. э. с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла IV в. до н. э.

Инв. № 2798.

Ста­туя. Мра­мор.

Высота 154 см, с поста­мен­том — 162 см.

Собра­на из мно­го­чис­лен­ных фраг­мен­тов вме­сте со сле­дую­щи­ми рестав­ра­ци­я­ми: поста­мент (за иск­лю­че­ни­ем неболь­шо­го участ­ка под левой ногой) со ска­лой и под­пор­кой в виде ство­ла дере­ва, пра­вая нога, левая яго­ди­ца и левая нога меж­ду коле­ном и лодыж­кой, левая кисть с частью руки, мно­гие части дра­пи­ров­ки, пра­вое пред­пле­чье (за иск­лю­че­ни­ем антич­но­го запя­стья), часть шеи, нос и пра­вая бровь. На поста­мен­те поза­ди пра­вой ноги следы плуж­но­го леме­ха, кото­рый рестав­ра­тор ско­пи­ро­вал с париж­ской ста­туи, реста­ври­ро­ван­ной в обра­зе Цин­цин­на­та. Есть так­же следы в верх­ней части ство­ла дере­ва, где оно сопри­ка­са­ет­ся с внут­рен­ней частью бед­ра, кото­рым нет оче­вид­но­го объ­яс­не­ния: воз­мож­но, это была под­пор­ка для каду­цея.

Най­ден­ная в 1769 г. на вил­ле Адри­а­на в Тиво­ли око­ло Рима, реста­ври­ро­ва­на Бар­то­ле­мео Кава­чеп­пи (Bartolemeo Cavaceppi) и с 1771 г. в соб­ст­вен­но­сти гра­фа Шел­бер­на (рис. 19). При­об­ре­те­на в 1930 г. из Лан­сда­ун-хау­за (Lansdowne House), Лон­дон.

F. Poulsen 1951, Cat. 273a; A. H. Smith (ed.), A Catalogue of the Ancient Marbles at Lansdowne House (London 1889) no. 85; Vierneisel-Schlörb 1979, 457 f.; J. Rader, Die Statuarische Ausstattung der Villa Hadriana bei Tivoli (1983) 34-35; F. Haskell & N. Penny, Taste and the Antique. The Lure of Classical Sculpture 1500-1900 (1981) ad no. 23; B. S. Ridgway, Hellenistic Sculpture I (1990) 81 f.; A. M. Nielsen, MedKøb 48 (1992) 22 ff; J. Inan, Der Sandalenbindende Hermes, AntP22 (1993) 105-110; P. Moreno, Scultura ellenistica I, Rome 1994, fig. 57; Lisippo. L’Arte e La Fortuna, Catalogue (1995) 238-239, nr. 4. 35. 6. О рестав­ра­ци­ях см. S. Howard, Cavaceppi. Eighteenth Century Restorer (reprint New York 1982) 95-96. О при­об­ре­те­ни­ях, M. Moltesen, MedKøb NS 4 (2002) 53-70.

© Stubbe Østergaard J. Imperial Rome. Vol. II. Catalogue. Ny Carlsberg Glyptotek.
Ny Carlsberg Glyptotek, Copenhagen, 2002. Pp. 190—194, cat. no. 54.
© 2011 г. Пере­вод с англ.: Сос­нов­ский С. И.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2002 г. Описание: © Stubbe Østergaard J. Imperial Rome. Vol. II. Catalogue. Ny Carlsberg Glyptotek. 2002. Pp. 190—194, cat. no. 54.
© 2011 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca статуя статуи statua statuae гермес гермеса hermes мрамор мужская обувь сандалия сандалии solea тиволи вилла адриана villa hadriana лисипп лисиппа из сикиона lysippus lysippos обувной башмачный ремешок ремешки на обуви corrigia corrigiae крылатые в крылатых сандалиях таларии talaria надевающий завязывающий сандалию бартоломео кавачеппи bartolomeo cavaceppi лансдаун-хауз lansdowne house инв № 2798