Квинт Лабиен Парфянский.
Кремона, Городской музей Ала Понцоне.
Общая высота 49,5 см.
Высота от подбородка до макушки 22,5 см.
Ширина от уха до уха 14 см.
Лунский мрамор сероватого оттенка с мелкими прожилками в левой части груди.
Бюст полностью античный. Реставрированы: нос (античная реставрация), часть мочки правого уха, почти вся левая ушная раковина. Царапины на подбородке и правом надбровье заполнены гипсом. Прочие царапины на всей поверхности лица, а также на прическе, где они особенно заметны, и сколы, отчетливо видимые между локонами надо лбом и в средней части лица. Разлом в области шеи имеет античное происхождение, что служит подтверждением подлинности всего бюста, за исключением небольшой современной подставки. Нижний край бюста слегка переработан для установки на подставку, скол на левом плече сровнен с поверхностью. Голова и бюст соединены на мастике. Впоследствии мелкие дефекты в области шва были заполнены гипсом.
Если согласиться с соответствием изображенного персонажа надписи, то можно заметить, что возвращение на сцену данного персонажа вполне соответствовало идеологическому и политическому климату эпохи Траяна: известно, что при Нерве и, тем более, при Траяне претерпели глубокое изменение представления о верховной власти, что сопровождалось, и возможно даже, было частично обусловлено новыми требованиями духовного и этического порядка. Прежде всего этими, имевшими исключительное историческое значение изменениями объясняется появление в ту эпоху подобного портрета. Как замечает l’Albizzati, признание римским нобилитетом принципата происходило постепенно, на фоне культа памяти auctores et vindices libertalis (Suet. De Rhetoribus, 6): сохранились свидетельства об осужденных при Нероне и Домициане за восхваления и искусно составленные эвлогии подобным поборникам и жертвам борьбы за свободу. После смерти последнего из Флавиев условия в обществе стали более либеральными: процессы над несогласными предыдущей эпохи стали немыслимыми как при Нерве, так и при Траяне. Характерным примером нового направления в политике стало восстановление хождения монет с изображениями Брута и Кассия по распоряжению Траяна; в частных домах можно было без опасений иметь изображения Брута и других республиканцев. К числу последних относился также и Лабиен, один из последних борцов за дело республики.
Источник: Carla Compostella. Un gruppo di sculture marmoree di eta romana nel Museo Civico di Cremona. Firenze, 1985. C. 72, 77—
Информация: музейная аннотация.
© 1985 г. Описание: Carla Compostella. Un gruppo di sculture marmoree di eta romana nel Museo Civico di Cremona. Firenze, 1985. C. 72, 77—79.
© 2012 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.