Статуя неизвестного, одетого в паллиум
Два разных сорта мрамора. 1-я половина I в. до н. э.Бергамо, Городской археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Статуя неизвестного, одетого в паллиум.

Два разных сорта мрамора. 1-я половина I в. до н. э.

Бергамо, Городской археологический музей.

Происхождение:
Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но.

Описание:
Муж­чи­на сто­ит с опо­рой на левую ногу; пра­вая рас­слаб­ле­на и слег­ка отведе­на в сто­ро­ну. Пра­вая рука опу­ще­на вдоль туло­ви­ща; левая, с пер­га­мент­ным свит­ком (volumen), при­жа­та к груди. Ноги не обу­ты, сто­ят на осно­ва­нии непра­виль­ной фор­мы и нерав­но­мер­ной высоты. Муж­чи­на одет в пал­ли­ум (плащ), кото­рый пол­но­стью зак­ры­ва­ет его туло­ви­ще, остав­ляя сво­бод­ны­ми руки, голе­ни и сто­пы. Лицо моло­до­го чело­ве­ка с иде­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми чер­та­ми изо­бра­же­но так, что наи­луч­шим обра­зом смот­рит­ся спра­ва в три чет­вер­ти. Нынеш­ний пово­рот голо­вы не соот­вет­ст­ву­ет исход­но­му; заты­лоч­ная ее часть когда-то была пок­ры­та шапоч­кой, кото­рая поз­же была пере­ра­бота­на в схе­ма­ти­че­скую при­чес­ку.

Ста­туя состав­ле­на из двух раз­ных пере­ра­ботан­ных частей. Ниж­няя часть, до середи­ны голе­ней, была, похо­же, взя­та от ста­туи пожи­ло­го чело­ве­ка, о чем мож­но судить по харак­тер­но­му состо­я­нию стоп. Вто­рая часть, пред­став­лен­ная верх­ней поло­ви­ной ног и тор­сом, явля­ет­ся пол­но­стью пере­ра­ботан­ной жен­ской ста­ту­ей: это хоро­шо замет­но на тыль­ной сто­роне, где дра­пи­ров­ка сох­ра­ни­лась в пер­во­на­чаль­ном виде. Все это свиде­тель­ст­ву­ет о том, что в резуль­та­те пере­ра­бот­ки ико­но­гра­фия скульп­ту­ры была пол­но­стью изме­не­на.

Ста­туя явля­ет­ся работой высо­ко­го уров­ня и отно­сит­ся к позд­не­эл­ли­ни­сти­че­ско­му пери­о­ду. Она была изготов­ле­на в пер­вой поло­вине I в. до н. э. или несколь­ко рань­ше.

Одеж­да соот­вет­ст­ву­ет гре­че­ской моде в среде фило­со­фов или писа­те­лей. Скуль­п­тор гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния изо­бра­зил рим­ля­ни­на в виде, харак­тер­ном для писа­те­ля: необу­тым, и со свит­ком в руке.


Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
Перевод с итал. И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские неизвестный неизвестного портрет портреты портретный портретная мрамор статуя мужской мужчина pallium паллиум паллий плащ свиток пергамент