Рельефная плита с маской Горгоны с храма Бельведера.
Орвието, Археологический музей Клаудио Фаина.
Терракота.
Макс. высота 28,2 (от подбородка до волос 26), макс. ширина 32, толщина плиты 2,5/3, макс. высота рельефа 6.
Из Орвьето, храм Бельведера.
Орвьето, Городской музей, инв. 1346.
Gerhard, 1831, 7, n. 4; Andrén, 1940, I, 178 s., II: 29, II, tav. 68, 219; Klakowicz, 1972, 4, 117, n. 5; Roncalli, 1980, 79 ss.; Strazzulla, in Firenze 1985, 377, n. 27.
Отреставрирована по случаю выставки A. Скалeджи. Терракота плотная, розовая с овальными включениями гравия и слюды. Сзади трещины. Дефекты моделировки маски касаются только змей на волосах и кончика носа.
Деликатная отделка, поразительно восстановленная в рельефе, пластические качества которого были известны и раньше, но богатейшая подлинная полихромия до реставрации была полностью скрыта. Образ Горгоны очеловечен, но наводит ужас: натуралистические складки кожи, гримаса. Лицо естественного темного цвета, оттененное красной краской на скулах и на лбу. Ресницы и брови бегло обозначены плотным черно-коричневым мазком кисти. Во взгляде мрачная живость, резко контрастирующая с огненно-красными губами, деснами и языком.
После реставрации рельеф предстал в новом блеске, так как стали отчетливо видны детали, выполненные стеком, и органичная моделировка поверхности.
В этрусском храмовом искусстве классической эпохи и в Вольсиниях, в частности, маска Горгоны по выразительности может сравниться только с архаическими храмом Портоначчьо ди Вейи. Возможно, эту маску Медузы можно сопоставить с Горгонейоном, помещенным в центральной части щита статуи Афины, созданной Фидием для Парфенона в Афинах. Стилистические уроки, с точностью заимствованные в Афинах времен Перикла между V и IV вв. до н. э., стали в Вольсиниях источником возникновения идеологических и политических веяний и привели к созданию изображений на фронтоне храма (Strazzulla, in Firenze 1985), среди которых помещалась и наша маска.
Природа трещин на задней стенке, полное отсутствие как сквозных отверстий, так и отверстий для вставления менисков наводят на мысль, что барельеф соединялся, возможно, по линии основания, со сзади стоящей плитой, образуя острый угол. Плита, в свою очередь, крепилась к балке кольмареччо, наклоненной книзу, наверху в центре (решение, не отличающееся от предложения С. Стоппони по поводу акротерия с пьяцца Буци в предыдущей карточке).
Полная видимость снизу подтверждается отточенностью всего нижнего края лба Горгоны, который хорошо различим на фоне плиты, окрашенной в бежевый цвет и прочерченной «кровавыми» полосами, возможно не случайными.
Подобное расположение, которое будет повторено в экземпляре, типологически происходящем из этого, в храме Канничелла, но с другим техническим решением (Stopponi, in Budapest-Cracovia, 1989, 90), несравнимо, на уровне значения, с повторениями антефиксов с подобным сюжетом. Еще более многозначным должно стать включение этого образа в сценографию фронтона, нашедшего в хтоническом смысле идеальное «место», или, если смотреть шире, внедрившееся в саму хтоническую природу культа, почитаемого в храме Тиния Калусна (Tinia calusna) (Stopponi, in Arezzo, 1985, 83; Roncalli, 1985, 60).