Рельефная плита с маской Горгоны с храма Бельведера
Терракота. IV в. до н. э.Инв. № 1346.Орвието, Археологический музей Клаудио Фаина

Рельефная плита с маской Горгоны с храма Бельведера.

Терракота. IV в. до н. э.
Инв. № 1346.

Орвието, Археологический музей Клаудио Фаина.

Происхождение:
Из хра­ма Бель­ведер в Орви­е­то.

Описание:
3. 4. Рельеф­ная пли­та с мас­кой Гор­го­ны с хра­ма Бель­веде­ра.

Тер­ра­ко­та.

Макс. высота 28,2 (от под­бо­род­ка до волос 26), макс. шири­на 32, тол­щи­на пли­ты 2,5/3, макс. высота релье­фа 6.

Из Орвье­то, храм Бель­веде­ра.

Орвье­то, Город­ской музей, инв. 1346.

Gerhard, 1831, 7, n. 4; Andrén, 1940, I, 178 s., II: 29, II, tav. 68, 219; Klakowicz, 1972, 4, 117, n. 5; Roncalli, 1980, 79 ss.; Strazzulla, in Firenze 1985, 377, n. 27.


Отре­ста­ври­ро­ва­на по слу­чаю выстав­ки A. Скалeджи. Тер­ра­ко­та плот­ная, розо­вая с оваль­ны­ми вклю­че­ни­я­ми гра­вия и слюды. Сза­ди тре­щи­ны. Дефек­ты моде­ли­ров­ки мас­ки каса­ют­ся толь­ко змей на воло­сах и кон­чи­ка носа.

Дели­кат­ная отдел­ка, пора­зи­тель­но вос­ста­нов­лен­ная в релье­фе, пла­сти­че­ские каче­ства кото­ро­го были извест­ны и рань­ше, но бога­тей­шая под­лин­ная поли­хро­мия до рестав­ра­ции была пол­но­стью скры­та. Образ Гор­го­ны оче­ло­ве­чен, но наво­дит ужас: нату­ра­ли­сти­че­ские склад­ки кожи, гри­ма­са. Лицо есте­ствен­но­го тем­но­го цве­та, отте­нен­ное крас­ной крас­кой на ску­лах и на лбу. Рес­ни­цы и бро­ви бег­ло обо­зна­че­ны плот­ным чер­но-корич­не­вым маз­ком кисти. Во взгляде мрач­ная живость, рез­ко кон­тра­сти­ру­ю­щая с огнен­но-крас­ны­ми губа­ми, дес­на­ми и язы­ком.

После рестав­ра­ции рельеф пред­стал в новом блес­ке, так как ста­ли отчет­ли­во вид­ны дета­ли, выпол­нен­ные сте­ком, и орга­нич­ная моде­ли­ров­ка поверх­но­сти.

В этрус­ском хра­мо­вом искус­стве клас­си­че­ской эпо­хи и в Воль­си­ни­ях, в част­но­сти, мас­ка Гор­го­ны по выра­зи­тель­но­сти может срав­нить­ся толь­ко с арха­и­че­ски­ми хра­мом Пор­то­нач­чьо ди Вейи. Воз­мож­но, эту мас­ку Меду­зы мож­но сопо­ста­вить с Гор­го­ней­о­ном, поме­щен­ным в цен­траль­ной части щита ста­туи Афи­ны, создан­ной Фиди­ем для Пар­фе­но­на в Афи­нах. Сти­ли­сти­че­ские уро­ки, с точ­но­стью заим­ст­во­ван­ные в Афи­нах вре­мен Перик­ла меж­ду V и IV вв. до н. э., ста­ли в Воль­си­ни­ях источ­ни­ком воз­ник­но­ве­ния идео­ло­ги­че­ских и поли­ти­че­ских вея­ний и при­ве­ли к созда­нию изо­бра­же­ний на фрон­тоне хра­ма (Strazzulla, in Firenze 1985), сре­ди кото­рых поме­ща­лась и наша мас­ка.

При­ро­да тре­щин на зад­ней стен­ке, пол­ное отсут­ст­вие как сквоз­ных отвер­стий, так и отвер­стий для встав­ле­ния менис­ков наво­дят на мысль, что баре­льеф соеди­нял­ся, воз­мож­но, по линии осно­ва­ния, со сза­ди сто­я­щей пли­той, обра­зуя ост­рый угол. Пли­та, в свою оче­редь, кре­пи­лась к бал­ке коль­ма­реч­чо, нак­ло­нен­ной кни­зу, навер­ху в цен­тре (реше­ние, не отли­чаю­ще­е­ся от пред­ло­же­ния С. Стоп­по­ни по пово­ду акро­те­рия с пьяц­ца Буци в преды­ду­щей кар­точ­ке).

Пол­ная види­мость сни­зу под­твер­жда­ет­ся отто­чен­но­стью все­го ниж­не­го края лба Гор­го­ны, кото­рый хоро­шо раз­ли­чим на фоне пли­ты, окра­шен­ной в беже­вый цвет и про­чер­чен­ной «кро­ва­вы­ми» поло­са­ми, воз­мож­но не слу­чай­ны­ми.

Подоб­ное рас­по­ло­же­ние, кото­рое будет повто­ре­но в экзем­пля­ре, типо­ло­ги­че­ски про­ис­хо­дя­щем из это­го, в хра­ме Кан­ни­чел­ла, но с дру­гим тех­ни­че­ским реше­ни­ем (Stopponi, in Budapest-Cracovia, 1989, 90), несрав­ни­мо, на уровне зна­че­ния, с повто­ре­ни­я­ми анте­фик­сов с подоб­ным сюже­том. Еще более мно­го­знач­ным долж­но стать вклю­че­ние это­го обра­за в сце­но­гра­фию фрон­то­на, нашед­ше­го в хто­ни­че­ском смыс­ле иде­аль­ное «место», или, если смот­реть шире, внед­рив­ше­е­ся в саму хто­ни­че­скую при­ро­ду куль­та, почи­тае­мо­го в хра­ме Тиния Калу­сна (Tinia calusna) (Stopponi, in Arezzo, 1985, 83; Roncalli, 1985, 60).


Источники:
© 1990 г. Фото, текст: Antichità dall’Umbria a Leningrado. Древности Умбрии в Ленинграде. Эрмитаж, 11 июня — 29 июля 1990. Electa / Editori Umbri Associati, Perugia, 1990, с. 210—212.
Ключевые слова: этрурия этрусский этрусская этрусское etruria греческая мифология mythologia graeca рельеф рельефы рельефный горгона горгоны медуса медуза medusa декор декоративный декоративная декоративное декоративные терракота терракотовый терракотовая антефикс в виде головы медузы храм бельведер орвието краска раскраска инв № 1346