Статуя императора в доспехах
Мрамор. Эпоха Юлиев-Клавдиев.Инв. № 1848 S.A.V.Верона, Археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Статуя императора в доспехах.

Мрамор. Эпоха Юлиев-Клавдиев.
Инв. № 1848 S.A.V.

Верона, Археологический музей.

Происхождение:
Веро­на, пере­улок Сан-Кле­мен­те.

Описание:
Парад­ная кира­са импе­ра­то­ра отно­сит­ся к клас­си­че­ско­му типу: она менее выпук­лая, чем элли­ни­сти­че­ская, и допол­не­на сни­зу двой­ным поя­сом пте­риг — кожа­ных под­ве­сок с метал­ли­че­ски­ми наклад­ка­ми-меда­льо­на­ми, защи­щаю­щих бед­ра вои­на.

Ком­по­зи­ция деко­ра нагруд­ной пла­сти­ны стан­дарт­на: два гри­фо­на, сим­мет­рич­но рас­по­ло­жен­ные отно­си­тель­но под­свеч­ни­ка (candelabrum) или кури­тель­ни­цы для бла­го­во­ний (ср. с деко­ром кира­сы Неро­на). Гри­фо­ны так­же изо­бра­жа­лись на наклад­ках пте­риг.

Изо­бра­же­ния гри­фо­нов осо­бен­но харак­тер­ны для доспе­хов эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев, хотя ино­гда встре­ча­ют­ся и на более позд­них ста­ту­ях. Наезд­ни­ком гри­фо­нов был Апол­лон, кото­ро­го Август счи­тал сво­им пок­ро­ви­те­лем, и пото­му эти мифи­че­ские суще­ства сим­во­ли­зи­ро­ва­ли импе­ра­тор­скую власть и при­над­леж­ность хозя­и­на доспе­хов пра­вя­щей дина­стии. Кро­ме того, рим­ляне ассо­ции­ро­ва­ли гри­фо­нов с куль­том Мар­са и Неме­зиды, и счи­та­ли их оли­це­тво­ре­ни­ем мощи и ужа­са.

Ико­но­гра­фи­че­ские моти­вы изо­бра­же­ний на наклад­ках пте­риг харак­тер­ны пре­иму­ще­ст­вен­но для дина­стии Фла­ви­ев. На наклад­ках верх­не­го ряда вид­ны льви­ная голо­ва (в цен­тре), голо­вы рыси, а так­же сдво­ен­ные бара­ньи голо­вы и сдво­ен­ные сло­но­вьи голо­вы, под кото­ры­ми рас­по­ло­же­ны пере­вер­ну­тые изо­бра­же­ния пальм (паль­мет­ты) и цвет­ки розы (розет­ты). Наклад­ки ниж­не­го ряда пте­риг укра­ше­ны круп­ны­ми паль­мет­та­ми. Паль­мет­ты и розет­ты встре­ча­ют­ся почти на всех деко­ри­ро­ван­ных доспе­хах эпо­хи Фла­ви­ев. Льви­ная и рысьи голо­вы так­же харак­тер­ны для это­го пери­о­да; они лише­ны спе­ци­фи­че­ско­го внут­рен­не­го смыс­ла и слу­жат общим выра­же­ни­ем силы пра­вя­щей дина­стии. Баран ассо­ци­и­ру­ет­ся с куль­том Минер­вы. К этой богине-вои­тель­ни­це на про­тя­же­нии всей жиз­ни про­яв­лял осо­бое отно­ше­ние Доми­ци­ан. Нали­чие сло­но­вьих голов может свиде­тель­ст­во­вать об успеш­ной воен­ной кам­па­нии хозя­и­на доспе­хов на Восто­ке или в Афри­ке.


Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 20111 г. Пояснительный текст: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский скульптура скульптурный sculptura римская римские мужчина мужчины мужской мрамор торс статуя императора в доспехах лорика анатомическая кираса классическая доспехи панцирь панцырь военный плащ палудаментум paludamentum кожаные подвески fimbriae нагрудник птеригес птериги баран рысь слон лев грифон грифоны гриф грифы розетта пальметта пальметты парные головы барана слона голова рыси льва львиная подсвечник канделябр инв № 1848 s a v