Алебастр. Конец II — начало I в. до н. э.
68 × 47 см.Инв. № 28132.Верона, Музей-лапидарий Маффеи Фото: И. А. Шурыгин
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Алебастр. Конец II — начало I в. до н. э.
68 × 47 см.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
На данном рельефе изображен эпизод, послуживший причиной Троянской войны: похищение Елены, прекрасной супруги царя Спарты Менелая, троянцем Парисом, влюбившемся в нее. В правой части сцены — Елена, удерживаемая воинами. Слева — корма корабля с фигурой человека, держащего в руках весло, готового к отплытию. Рядом с кораблем сидит Парис. За его спиной воины держат в руках вазу, возможно, трофей*. (Museo Maffeiano. Guida Breve. Верона, 2010. Стр. 12.)
Ср. с подобным рельефом цельной урны из Музея-лапидария Маффеи (Верона).
ПРИМЕЧАНИЕ:
* Елена, сбегая с Парисом, оставила в Спарте свою 9-летнюю дочь, но взяла с собой сына Плисфена, большую часть дворцовых сокровищ, три таланта золота, украденного из храма Аполлона, а также пятерых служанок, среди которых было две царицы — мать Тесея Эфра и сестра Пирифоя Фисадия (Грейвс Р. Мифы Древней Греции, 159s). На рельефе изображен, несомненно, момент погрузки на корабль украденных сокровищ. Решительно настроенный мужчина (Эней? Диоскур? фригийский гребец?) ведет Елену на корабль, но ее пытается удержать и отговорить от задуманного ее сын Плисфен. Париса сопровождал в поездке в Спарту его двоюродный брат, Эней, сын Анхиса (прим. Сосновского С. И.).
Текст: Museo Maffeiano. Guida Breve. Верона, 2010. Стр. 12.
© 2011 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.