Травертин.
II—I вв. до н. э.Флоренция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Узнавание Париса в доме Приама.
Травертин.
II—I вв. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
«…на этрусских урнах часто встречается сцена узнавания Париса. Парис, пытаясь спастись, опирается коленом об алтарь. В его руке в одних случаях — пальмовая ветвь победителя, в других — меч. Члены его семьи на разных рельефах играют разные роли: его брат Деифоб, сестра Кассандра, мать Гекуба, отец Приам и другие пытаются либо убить его, либо воспрепятствовать его убийству. Начальной причиной их агрессии служил стыд за то, что игры выиграл простой пастух. Однако после того как он был узнан сестрой, Кассандра (или их мать Гекуба) попыталась убить его топором, а Деифоб — мечом, чтобы предотвратить предсказанные несчастья. На этрусских урнах этот сюжет содержится во множестве вариантов, как, впрочем, и в древнегреческой литературе» (Marjatta Nielsen. The three ages of man. Myth and symbol between Chiusi and Athens).
Ср. с рельефом из пронаоса Музея-лапидария Маффеи (Верона) и рельефом урны из миланского археологического музея.