Голова Августа
Мелкозернистый белый мрамор.
Последняя четверть I в. до н. э.
Высота 31 см.
Сидар-Рапидс (США), Музей искусства

Голова Августа.

Мелкозернистый белый мрамор.
Последняя четверть I в. до н. э.
Высота 31 см.

Сидар-Рапидс (США), Музей искусства.

Частная коллекция.
Происхождение:
Ранее в англий­ской част­ной кол­лек­ции.

Описание:
Окта­виан (или Август, как его ста­ли назы­вать после 27 г. до н. э.) родил­ся в Риме в 63 г. до н. э. Его баб­ка Юлия была сест­рой Юлия Цеза­ря; его мать Атия была пле­мян­ни­цей Цеза­ря. После убий­ства Цеза­ря в мар­тов­ские иды 44 г. до н. э. Окта­виан, кото­ро­му было лишь восем­на­дцать лет, стал при­ем­ным сыном Цеза­ря соглас­но его заве­ща­нию. Это озна­ча­ло, что Окта­виан уна­сле­до­вал зна­чи­тель­ную часть богат­ства сво­его двою­род­но­го деда, так же, как его авто­ри­тет и власть.

На про­тя­же­нии после­дую­щих три­на­дца­ти лет (с 44 по 31 г. до н. э.) Окта­виан мстил за убий­ство сво­его «отца» и укреп­лял кон­троль над Римом. Куль­ми­на­ци­ей это­го про­цес­са ста­ла бит­ва при Акции (31 г. до н. э.), в кото­рой его флот нанес пора­же­ние флоту Клео­пат­ры и Мар­ка Анто­ния, быв­ше­го дру­га и союз­ни­ка, пре­дав­ше­го Рим. В 27 г. до н. э. он был про­воз­гла­шен Авгу­стом и стал пер­вым рим­ским импе­ра­то­ром, чье прав­ле­ние ока­за­лось самым дол­гим и про­дли­лось 44 года.

Све­то­ний («Август», 79) опи­сы­ва­ет импе­ра­то­ра так: «С виду он был кра­сив и в любом воз­расте сох­ра­нял при­вле­ка­тель­ность хотя и не ста­рал­ся при­хо­ра­ши­вать­ся… Гла­за у него были свет­лые и бле­стя­щие… Зубы у него были ред­кие, мел­кие, неров­ные, воло­сы — рыже­ва­тые и чуть вью­щи­е­ся, бро­ви — срос­ши­е­ся… Росту он был невы­со­ко­го… но это скры­ва­лось сораз­мер­ным и строй­ным сло­же­ни­ем и было замет­но лишь рядом с более рос­лы­ми людь­ми». Боль­шин­ство из более чем 250 сох­ра­нив­ших­ся порт­ре­тов Авгу­ста зна­чи­тель­но его иде­а­ли­зи­ру­ют. Такое изоби­лие порт­ре­тов это­го чело­ве­ка объ­яс­ня­ет­ся бес­пре­цедент­ной про­дол­жи­тель­но­стью его прав­ле­ния, попу­ляр­но­стью в тече­ние жиз­ни и обо­жест­вле­ни­ем вско­ре после смер­ти, а так­же стрем­ле­ни­ем после­дую­щих импе­ра­то­ров отож­дествлять себя с ним.

Уче­ные разде­ли­ли суще­ст­ву­ю­щие порт­ре­ты на четы­ре основ­ных типа1. Август из кол­лек­ции Рай­ли при­над­ле­жит к третье­му типу, так назы­вае­мо­му типу «При­ма Пор­та», назван­но­му по име­ни извест­ной ста­туи импе­ра­то­ра, най­ден­ной на его вил­ле, в При­ма Пор­та, к севе­ру от Рима. Эта ста­туя, нахо­дя­ща­я­ся сего­дня в Вати­кан­ских музе­ях, веро­ят­но была созда­на вско­ре после 27 г. до н. э., но про­дол­жа­ла вдох­нов­лять мно­го­чис­лен­ные копии и под­ра­жа­ния в весь пери­од ран­ней импе­рии и пред­став­ля­ет наи­бо­лее попу­ляр­ный из четы­рех типов порт­ре­та.

Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность типа «При­ма Пор­та» — поло­же­ние прядей волос попе­рек лба. Они дают важ­ный ключ к пони­ма­нию «Авгу­ста Рай­ли», так как пока­зы­ва­ют, что он явля­ет­ся зер­каль­ной копи­ей исход­но­го типа. Но вряд ли это точ­ная копия. Над пра­вым гла­зом рас­по­ло­же­ны лиш­ние пряди, и лицо кажет­ся более худым и менее иде­а­ли­зи­ро­ван­ным. Рим­ляне часто созда­ва­ли зер­каль­ные копии, когда хоте­ли пока­зать ста­туи в сим­мет­рич­ной (зер­каль­ной) ком­по­зи­ции. Неяс­но, как они наме­ре­ва­лись исполь­зо­вать эту ста­тую, но учи­ты­вая небреж­ную обра­бот­ку зад­ней части голо­вы, она долж­на была нахо­дить­ся, по всей види­мо­сти, в нише у сте­ны. Это пред­по­ло­же­ние под­твер­жда­ет­ся необыч­ным отсут­ст­ви­ем волос за левым ухом. Сле­до­ва­тель­но, опти­маль­ное поло­же­ние для голо­вы — при пово­ро­те немно­го нале­во.

Опи­са­ние

Высота: 31 см.
Мел­ко­зер­ни­стый белый мра­мор. Поверх­ност­ные чер­ты сгла­же­ны силь­ным воздей­ст­ви­ем погод­ных усло­вий. Части обо­их ушей, носа и боль­ших фраг­мен­тов от коро­ны и левой сто­ро­ны голо­вы отсут­ст­ву­ют. Длин­ная шея сло­ма­на наис­ко­сок. Скульп­ту­ра не реста­ври­ро­ва­лась.

1Подроб­нее о порт­ре­тах Авгу­ста см.: S. Walker and A. Burnett, The Image of Augustus (London 1981); K. Vierneisel and P. Zanker, Die Bildnisse des Augustus (Munich 1979); E. Simon, Augustus. Kunst und Leben in Rom um die Zeitenwende (Munich 1986).

Литература:
A. Stähli in H. Jucker and D. Willers, Gesichter: Griechische und römische Bildnisse aus Schweizer Besitz (Bern 1982) no. 27; J. Eisenberg, Art of the Ancient World IV (New York 1985) no. 254.

Источники:
© 1997 г. Фото, текст: http://www.vroma.org/~riley/
© 1997 г. Cedar Rapids Museum of Art, The Tom and Nan Riley Collection.
© 1988 г. Фото: C. Randall Tosh / The University of Iowa Museum of Art.
© 1988. Описание: Richard Daniel De Puma. Roman Portraits. Iowa City, IA: The University of Iowa, 1988.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная голова мужской мужская мужчины мужчина белый мрамор мелкозернистый коллекция райли