Последняя четверть I в. до н. э.
Высота 31 см.Сидар-Рапидс (США), Музей искусства
Голова Августа.
Последняя четверть I в. до н. э.
Высота 31 см.
Сидар-Рапидс (США), Музей искусства.
На протяжении последующих тринадцати лет (с 44 по 31 г. до н. э.) Октавиан мстил за убийство своего «отца» и укреплял контроль над Римом. Кульминацией этого процесса стала битва при Акции (31 г. до н. э.), в которой его флот нанес поражение флоту Клеопатры и Марка Антония, бывшего друга и союзника, предавшего Рим. В 27 г. до н. э. он был провозглашен Августом и стал первым римским императором, чье правление оказалось самым долгим и продлилось 44 года.
Светоний («Август», 79) описывает императора так: «С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность хотя и не старался прихорашиваться… Глаза у него были светлые и блестящие… Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы — рыжеватые и чуть вьющиеся, брови — сросшиеся… Росту он был невысокого… но это скрывалось соразмерным и стройным сложением и было заметно лишь рядом с более рослыми людьми». Большинство из более чем 250 сохранившихся портретов Августа значительно его идеализируют. Такое изобилие портретов этого человека объясняется беспрецедентной продолжительностью его правления, популярностью в течение жизни и обожествлением вскоре после смерти, а также стремлением последующих императоров отождествлять себя с ним.
Ученые разделили существующие портреты на четыре основных типа1. Август из коллекции Райли принадлежит к третьему типу, так называемому типу «Прима Порта», названному по имени известной статуи императора, найденной на его вилле, в Прима Порта, к северу от Рима. Эта статуя, находящаяся сегодня в Ватиканских музеях, вероятно была создана вскоре после 27 г. до н. э., но продолжала вдохновлять многочисленные копии и подражания в весь период ранней империи и представляет наиболее популярный из четырех типов портрета.
Отличительная особенность типа «Прима Порта» — положение прядей волос поперек лба. Они дают важный ключ к пониманию «Августа Райли», так как показывают, что он является зеркальной копией исходного типа. Но вряд ли это точная копия. Над правым глазом расположены лишние пряди, и лицо кажется более худым и менее идеализированным. Римляне часто создавали зеркальные копии, когда хотели показать статуи в симметричной (зеркальной) композиции. Неясно, как они намеревались использовать эту статую, но учитывая небрежную обработку задней части головы, она должна была находиться, по всей видимости, в нише у стены. Это предположение подтверждается необычным отсутствием волос за левым ухом. Следовательно, оптимальное положение для головы — при повороте немного налево.
Описание
Высота: 31 см.
Мелкозернистый белый мрамор. Поверхностные черты сглажены сильным воздействием погодных условий. Части обоих ушей, носа и больших фрагментов от короны и левой стороны головы отсутствуют. Длинная шея сломана наискосок. Скульптура не реставрировалась.
© 1997 г. Cedar Rapids Museum of Art, The Tom and Nan Riley Collection.
© 1988 г. Фото: C. Randall Tosh / The University of Iowa Museum of Art.
© 1988. Описание: Richard Daniel De Puma. Roman Portraits. Iowa City, IA: The University of Iowa, 1988.