Миф о Фаэтоне
Стенка саркофага.
Мрамор. III в.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи Фото: И. А. Шурыгин

Миф о Фаэтоне.

Стенка саркофага.
Мрамор. III в.

Верона, Музей-лапидарий Маффеи.

Происхождение:
Из Рима.

Описание:
Фрон­таль­ная стен­ка рос­кош­но­го сар­ко­фа­га с мифом о Фаэ­тоне.

Несмот­ря на то, что сар­ко­фа­ги исполь­зо­ва­лись для захо­ро­не­ния наи­бо­лее состо­я­тель­ных граж­дан еще в кон­це рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной в ран­ней импе­рии оста­ва­лась прак­ти­ка кре­ма­ции тел, поэто­му про­из­вод­ство сар­ко­фа­гов было огра­ни­че­но до нача­ла II в., когда на фоне эко­но­ми­че­ско­го подъ­ема этот спо­соб захо­ро­не­ния стал широ­ко при­ме­нять­ся в самых состо­я­тель­ных сло­ях насе­ле­ния.

Сар­ко­фа­ги, обыч­но имев­шие пря­мо­уголь­ную фор­му, укра­ша­лись изо­бра­же­ни­я­ми сцен из исто­рии, мифо­ло­гии и повсе­днев­ной жиз­ни (охота, свадь­ба, сра­же­ние, спор­тив­ные игры и состя­за­ния). Крыш­ка сар­ко­фа­га име­ла гори­зон­таль­ную или наклон­ную поверх­ность, и выпол­ня­лась в фор­ме kline, т.е. ложа три­кли­ния, на кото­ром воз­ле­жа­ла ста­туя покой­но­го.

На дан­ном сар­ко­фа­ге сце­на разде­ле­на на несколь­ко частей. Вни­зу сле­ва изо­бра­же­но паде­ние моло­до­го Фаэ­то­на, сына Солн­ца, с колес­ни­цы, полу­чен­ной им от отца с целью попро­бо­вать себя в роли воз­ни­че­го. Древ­ние вери­ли, что каж­дый день бог Солн­це совер­ша­ет на сво­ей колес­ни­це, запря­жен­ной лошадь­ми, пол­ный круг над Зем­лей, согре­вая и осве­щая ее. Фаэ­тон не смог спра­вить­ся с лошадь­ми, кото­рые то под­ни­ма­ли колес­ни­цу слиш­ком высо­ко, то опус­ка­ли ее слиш­ком низ­ко, тем самым охлаж­дая или обжи­гая Зем­лю. Это выз­ва­ло гнев Юпи­те­ра, кото­рый вет­ром и мол­ни­я­ми сбро­сил колес­ни­цу вме­сте с Фаэ­то­ном в устье реки Эридан (совр. По).

На сар­ко­фа­ге спра­ва ввер­ху изо­бра­жен бог Солн­це в короне из лучей; рядом с ним — кры­ла­тые маль­чи­ки (пер­со­ни­фи­ка­ция вет­ров), дую­щие в витые рако­ви­ны (bucinae). В сред­ней части спра­ва Юпи­тер сбра­сы­ва­ет Фаэ­то­на, чье тело устрем­ля­ет­ся к лежа­щей муж­ской фигу­ре с под­ня­той рукой (река Эридан), спра­ва от кото­рой сидят пла­чу­щие сест­ры юно­ши, кото­рые, соглас­но мифу, были пре­вра­ще­ны Юпи­те­ром в топо­ля на бере­гу реки; их сле­зы, упав­шие в реку, ста­ли кап­ля­ми янта­ря. В этом поэ­тич­ном завер­ше­нии мифа отра­зи­лась исто­рия реки По, по кото­рой до кон­ца I тыся­че­ле­тия до н. э. бал­тий­ский янтарь пере­во­зи­ли в Адри­а­ти­ку.

Текст: Museo Maffeiano. Guida Breve. Веро­на, 2010. Стр. 10.

Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2011 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus зевс зевса zeus фаэтон фаэтона phaethon юпитер юпитера jupiter iupiter juppiter iuppiter jovis iovis гелий гелиос гелия гелиоса helios helius мрамор возлежащий возлежащего полулежащий полулежащего миф о фаэтоне падение крылья колесница конь кони лошадь лошади всадник всадники река эридан по гелиада гелиады феба этерия лампетия солнце климена