75 × 217 × 9,5 см.Инв. № 6734.Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага) Фото: И. А. Шурыгин
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе.
75 × 217 × 9,5 см.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
Миф об Адонисе
Миф об Адонисе относится к числу весьма древних. Он имеет восточное происхождение и был рассказан и пересказан во множестве вариантов. Римляне приняли и адаптировали его, а к середине второго века, когда началось производство саркофагов, эта история пользовалась живым интересом и легла в основу множества произведений, как литературных, так и визуальных.
(…)
Наиболее полный вариант мифа об Адонисе изложен Овидием в Метаморфозах. Но, чтобы получить исчерпывающую версию, текст Овидия следует дополнить подробностями о жизни и гибели героя из ряда других источников.
История начинается с сюжета о преступной любви и обмане, которые привели к несчастью. Миррой, дочерью царя Кинира, овладела страсть к своему отцу. С помощью кормилицы она напоила его, и, воспользовавшись его невменяемым состоянием, в темноте осуществила свое желание. Пробудив в отце любовный пыл, она приходила к нему множество раз. В конце концов, подобно тому, как Психея своим любопытством вызвала беду, ни о чем не подозревающий царь, решив выяснить, кто же является его предметом его любви, зажег светильник, и обнаружил на ложе собственную дочь. Изгнанная разъяренным отцом из дворца, Мирра воззвала к богам, чтобы те лишили ее и жизни, и смерти, и те услышали ее просьбу. Она была превращена в мирровое дерево, и родила Адониса, плод кровосмесительной любви.
Эта часть жизнеописания Адониса является самостоятельным мифом, центральной фигурой которого выступает его мать с ее страстью и ее судьбой. Страсть и судьба Адониса, его божественный любовный пыл служат сюжетом другого мифа — мифа о смертном, которого полюбила богиня:
...обманулась сначала Венера. Смертным пленясь, покидает она побережье Киферы. Ей не любезен и Паф, опоясанный морем открытым, Рыбой обильнейший Книд, Амафунт, чреватый металлом. На небо тоже нейдет; предпочтен даже небу Адонис. С ним она всюду, где он. (Овидий. Метаморфозы, X, 529) |
(…)
Афродита предупреждала Адониса об опасностях, которые таит в себе охота на диких зверей, но юноша не внял ее советам. Вопреки Афродите, он отправился на охоту, где был убит диким кабаном, и после смерти превратился в цветок. По другой версии мифа смерть Адониса была вызвана гневом Артемиды и Ареса.
(…)
На римских резных саркофагах, судя по сохранившимся экземплярам, было принято изображать только смерть Адониса. Остальные части мифа, даже уместные в траурном контексте, не нашли отражения на этих памятниках. Любовь юноши и богини, ненасытная страсть Афродиты и эротическая окраска этой любви, столь красочно описанные Овидием, почти не проявляются на рельефах саркофагов, равно как и история происхождения Адониса, а также тема метаморфозов, столь характерная для Овидия.
(…)
Существовал типичный подход к представлению этого мифа на стенках саркофагов. Авторы композиции использовали лишь три сюжета, связанные с гибелью Адониса: его отъезд на охоту вопреки предостережению Афродиты, ранение Адониса вепрем и смерть юноши на руках у богини, т. е. эпитому последней части мифа. Прочие темы мифа, известные в изложении множества авторов, играли лишь роль литературного фона, и не получили прямого отражения на саркофагах, где темой рельефов служила смерть Адониса, а не миф во всей его полноте.
Один из самых старых саркофагов с мифом об Адонисе, датируемый 150—
Каждая сцена рельефа отделена от соседней. Две крайние сцены происходят в интерьерах, обозначенных занавесом (греч. parapetasma), развернутым на заднем плане. Этим они отличаются от центральной сцены охоты, которая развертывается на фоне пейзажа. Сцены также ограничены фигурами, наблюдающими за событиям и направляющими на них взгляд зрителя. Эти стоящие фигуры, каждая из которых обращена к своему сюжету, четко делят композицию на части.
(…)
На нескольких рельефах Адонис предстает обнаженным перед одетой богиней... И хотя в античной скульптуре обнаженной изображалась именно Афродита, где красота ее тела выступала в качестве атрибута богини любви, на саркофагах обнажен ее смертный возлюбленный. Здесь он служит объектом желания, его фигура наполнена сексуальным обаянием, против которого Афродита оказалась беззащитной.
Нагота Адониса является, пожалуй, самым определенным указанием на символический характер сцены. В контексте мифа она выступает в качестве самого подходящего для юноши «одеяния», а откровенный характер представления зрителю его тела обусловлен двумя противоположными по сути аспектами мифа. С одной стороны, нагота Адониса выражает эротическую природу их божественного союза и служит буквальным символом kalos Adonis (греч. «прекрасный Адонис»), в которого страстно влюблена Афродита. С другой стороны, нагота обозначает врожденный героизм характера смертного юноши. Она (нагота), отличает его от всех остальных участников охоты, и, вызывая в памяти героические формы и идеалы греческого искусства, служит визуальной метафорой героичности Адониса.
Информация: музейные информационные материалы.
Текст: M. Koortbojian. Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi. Berkeley: University of California Press. 1995.
© 2012 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин