Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Раненый Адонис (деталь)
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.Инв. № 6734.Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага) Фото: И. А. Шурыгин

Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Раненый Адонис (деталь).

Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Инв. № 6734.

Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).

Происхождение:
Из кол­лек­ции Вес­па­си­а­но Гон­за­га в Саб­био­не­те. Пере­дан Ком­му­ной Ман­туи в гер­цог­ский дво­рец в 1915 г.

Описание:
Мы при­во­дим выдерж­ки из работы M.Koortbojian (Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi), кото­рые могут ока­зать­ся полез­ны­ми при изу­че­нии дан­но­го релье­фа.


Охота на веп­ря.
Сце­на охоты на веп­ря явля­ет­ся глав­ной не толь­ко по сво­е­му цен­траль­но­му рас­по­ло­же­нию, но и пото­му что она зани­ма­ет наи­боль­шую пло­щадь (здесь опи­сы­ва­ет­ся сар­ко­фаг из Кази­но Рос­пи­льо­зи в Риме; ком­по­зи­ция ман­ту­ан­ско­го сар­ко­фа­га несколь­ко иная — И. Ш.). В ней пред­став­ле­ны объ­еди­нен­ны­ми в одно целое раз­но­об­раз­ные момен­ты сюже­та и дей­ст­вия участ­ни­ков: вепрь вне­зап­но бро­са­ет­ся в ата­ку из сво­его лого­ви­ща; Адо­нис ранен в бед­ро и упал; его това­ри­щи с соба­ка­ми пыта­ют­ся убить зве­ря, но уже слиш­ком позд­но. Рана нане­се­на, но Адо­нис еще не побеж­ден. Смер­тель­но ране­ный юный герой изо­бра­жен под­ни­маю­щим­ся с колен и про­тя­ги­ваю­щим руку, буд­то пыта­ясь отра­зить послед­нюю ата­ку про­тив­ни­ка, как это дела­ли мно­гие дру­гие антич­ные вои­ны, напря­гая послед­ние силы, чтобы сра­жать­ся до кон­ца. Несмот­ря на неми­ну­е­мую смерть, к кото­рой при­ве­ла его страсть к охо­те, virtus Адо­ни­са про­яв­ля­ет­ся в его непри­я­тии без­воль­но­го ожи­да­ния судь­бы.
(...)
Цен­траль­ная тема сце­ны охоты — про­ти­во­сто­я­ние чело­ве­ка и зве­ря. Взгляд на охоту как на мета­фо­ру бит­вы име­ет дол­гую и заслу­жен­ную исто­рию. Охота, как выра­зил­ся Ксе­но­фон в IV в. до н. э., явля­лась "пре­вос­ход­ным упра­же­ни­ем в искус­стве вой­ны". В те вре­ме­на, когда появи­лись рез­ные сар­ко­фа­ги, охота на веп­ря зани­ма­ла важ­ное место в ико­но­гра­фии Импе­рии, начи­ная с репер­ту­а­ра три­ум­фов Адри­а­на. Изо­бра­же­ния этой охоты мож­но видеть дале­ко не толь­ко на мону­мен­таль­ных тон­до, ныне укра­шаю­щих арку Кон­стан­ти­на; по рас­по­ря­же­нию Адри­а­на были так­же созда­ны брон­зо­вые меда­льо­ны с подоб­ной ико­но­гра­фи­ей. То, что охота име­ла боль­шое зна­че­ние в сим­во­ли­ке гроб­ниц, вид­но по мно­го­чис­лен­ным сар­ко­фа­гам со сце­на­ми пре­сле­до­ва­ния раз­ных диких зве­рей, таких как львы, а так­же с мифа­ми об охот­ни­ках на веп­ря — Меле­а­г­ре и Адо­ни­се. Мотив охоты извле­кал­ся из мифо­ло­ги­че­ско­го повест­во­ва­ния и исполь­зо­вал­ся отдель­но от послед­не­го. В этом смыс­ле уби­тый вепрь мог даже исполь­зо­вать­ся в каче­стве устой­чи­вой мета­фо­ры virtus на могиль­ном камне, наме­кая на то, что покой­ный являл­ся "вто­рым Меле­а­гром" (alter Meleager). Во всех этих слу­ча­ях охота пред­став­ля­лась образ­цо­вым заня­ти­ем, явля­ясь одно­вре­мен­но сим­во­лом virtu и моде­лью для под­ра­жа­ния. Судя по настой­чи­вой демон­стра­ции пуб­ли­ке этих обра­зов, они пред­ла­га­лись ей в каче­стве пара­диг­мы.


Литература:
M.Koortbojian. Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi. Berkeley: University of California Press. 1995.

Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейные информационные материалы.
Текст: M.Koortbojian. Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi. Berkeley: University of California Press. 1995.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana афродита aphrodite венера venus адонис адониса adonis саркофаг мрамор вепрь дикий кабан охота на вепря кабана раненый смерть инв № 6734