Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Раненый Адонис (деталь).
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
Охота на вепря.
Сцена охоты на вепря является главной не только по своему центральному расположению, но и потому что она занимает наибольшую площадь (здесь описывается саркофаг из Казино Роспильози в Риме; композиция мантуанского саркофага несколько иная — И. Ш.). В ней представлены объединенными в одно целое разнообразные моменты сюжета и действия участников: вепрь внезапно бросается в атаку из своего логовища; Адонис ранен в бедро и упал; его товарищи с собаками пытаются убить зверя, но уже слишком поздно. Рана нанесена, но Адонис еще не побежден. Смертельно раненый юный герой изображен поднимающимся с колен и протягивающим руку, будто пытаясь отразить последнюю атаку противника, как это делали многие другие античные воины, напрягая последние силы, чтобы сражаться до конца. Несмотря на неминуемую смерть, к которой привела его страсть к охоте, virtus Адониса проявляется в его неприятии безвольного ожидания судьбы.
(...)
Центральная тема сцены охоты — противостояние человека и зверя. Взгляд на охоту как на метафору битвы имеет долгую и заслуженную историю. Охота, как выразился Ксенофон в IV в. до н. э., являлась "превосходным упражением в искусстве войны". В те времена, когда появились резные саркофаги, охота на вепря занимала важное место в иконографии Империи, начиная с репертуара триумфов Адриана. Изображения этой охоты можно видеть далеко не только на монументальных тондо, ныне украшающих арку Константина; по распоряжению Адриана были также созданы бронзовые медальоны с подобной иконографией. То, что охота имела большое значение в символике гробниц, видно по многочисленным саркофагам со сценами преследования разных диких зверей, таких как львы, а также с мифами об охотниках на вепря — Мелеагре и Адонисе. Мотив охоты извлекался из мифологического повествования и использовался отдельно от последнего. В этом смысле убитый вепрь мог даже использоваться в качестве устойчивой метафоры virtus на могильном камне, намекая на то, что покойный являлся "вторым Мелеагром" (alter Meleager). Во всех этих случаях охота представлялась образцовым занятием, являясь одновременно символом virtu и моделью для подражания. Судя по настойчивой демонстрации публике этих образов, они предлагались ей в качестве парадигмы.
Информация: музейные информационные материалы.
Текст: M.Koortbojian. Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi. Berkeley: University of California Press. 1995.