Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Афродита прибывает на место охоты (деталь).
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
В группе из шести саркофагов (рассмотренных в данной работе — И. Ш.) сцена охоты изображена в другом варианте. На этих рельефах Адонис полулежит в центре, его полубезжизненное тело поддерживают товарищи, а на сцене появляется обезумевшая Афродита. Композиционно ее фигура составляет пару к фигуре нападающего вепря, а между ними — богиней и зверем — заключена фигура раненого Адониса.
Прибытие Афродиты к умирающему возлюбленному еще сильнее раздвигает временные рамки центральной сцены. По Овидию, узнав о трагедии, произошедшей с Адонисом, она поспешила к нему, и выбежала из своей колесницы, запряженной лебедями, потрясенная видом юноши:
Он бездыханен лежит, простертый и окровавленный.(Овидий. Метаморфозы, X, 720)
Ее появление добавляет изображению еще один аспект, который раньше оставался без должной оценки. Как явно следует из текстовых источников, прибытие Афродиты служит началом последующей сцены, развитие которой можно видеть на тех саркофагах, где (стоящая — И. Ш.) Афродита наклоняется над телом Адониса, в последний раз обнимая его.
На более ранних саркофагах сцена сюжет появления Афродиты отсутствует. Ее вторжению в законченную сцену авторы нашли превосходную альтернативу в виде персонификации virtu, наподобие той, которую можно видеть на саркофагах с мифом об Ипполите. Стремительная фигура Афродиты явно воспроизводит положение, позу и жест одного из охотников на всех этих рельефах (здесь в качестве иллюстрации автор ссылается на мантуанский саркофаг — И. Ш.). Но если его рука поднята с целью удержать равновесие при выпаде с оружием, то поднятая рука богини становится жестом ужаса и скорби. Этот жест — поднятая рука с раскрытой ладонью — является выражением pathosformula, знаком ее страдания.
Драматическая фигура Афродиты усиливает пафос сцены и подчеркивает контраст между бессмертной богиней и ее павшим возлюбленным, между ее судьбой и судьбой Адониса. Отчаяние Афродиты вызвано тем, что, несмотря на страсть, ее божественная сила не смогла защитить его жизнь от опасностей, поджидающих смертного.
Информация: музейные информационные материалы.
Текст: M. Koortbojian. Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi. Berkeley: University of California Press. 1995.
© 2012 г. Перевод с англ: И. А. Шурыгин