Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника
Мрамор. II в. н. э.Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага) Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника.

Мрамор. II в. н. э.

Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).

Описание:
Дан­ный сар­ко­фаг отно­сит­ся к раз­но­вид­но­сти био­гра­фи­че­ских, релье­фы кото­рых пред­став­ля­ли раз­лич­ные эпи­зо­ды из жиз­ни покой­но­го (vita humana), состав­ляя сво­его рода похваль­ное сло­во (laudatio funebris), но не про­из­не­сен­ное одна­жды на похо­ро­нах и канув­шее в Лету, а выра­жен­ное и зафик­си­ро­ван­ное на века изо­бра­зи­тель­ны­ми сред­ства­ми.

На един­ст­вен­ном сох­ра­нив­шем­ся био­гра­фи­че­ском сар­ко­фа­ге, изготов­лен­ном до эпо­хи Анто­ни­нов (в Капи­то­лий­ских музе­ях, Рим), сце­ны из жиз­ни покой­но­го сле­ду­ют одна за дру­гой в стро­гой хро­но­ло­ги­че­ской после­до­ва­тель­но­сти, от мла­ден­че­ства (сце­на купа­ния ново­рож­ден­но­го) до смер­ти (сце­на опла­ки­ва­ния), вос­про­из­во­дя струк­ту­ру клас­си­че­ско­го laudatio funebris, опи­сан­ную Квин­ти­ли­а­ном (Quintil. Inst. Orat. 3. 7. 10—15). Одна­ко позд­нее, после смер­ти Адри­а­на, хро­но­ло­ги­че­ский прин­цип усту­пил место типо­ло­ги­че­ско­му, когда в центр повест­во­ва­ния были постав­ле­ны иде­а­ли­зи­ро­ван­ные досто­ин­ства и доб­ро­де­те­ли покой­но­го, а после­до­ва­тель­ность эпи­зо­дов ста­ла под­чи­нять­ся не вре­мен­ной, а сим­во­ли­че­ской логи­ке. Соглас­но пред­по­ло­же­нию G. Rodenwaldt, сюже­ты под­би­ра­лись таким обра­зом, чтобы отра­жать тра­ди­ци­он­ные рим­ские доб­ро­де­те­ли, при­су­щие покой­но­му: доб­лесть (virtus), бла­го­че­стие (pietas), мило­сер­дие (clementia), сог­ла­сие (concordia). Суще­ст­во­ва­ли обще­при­ня­тые ико­но­гра­фи­че­ские схе­мы подоб­ных сцен, кото­рые вос­про­из­во­ди­лись на сар­ко­фа­гах, над­гроб­ных кам­нях, алта­рях и моне­тах в раз­ных ком­по­зи­ци­он­ных вари­ан­тах: фон, рас­по­ло­же­ние и позы участ­ни­ков одно­го и того же сюже­та на раз­ных сар­ко­фа­гах неред­ко раз­ли­ча­ют­ся. Рельеф на сар­ко­фа­ге воен­но­го мог вклю­чать изо­бра­же­ние бит­вы или сим­во­лы воин­ской сла­вы (res gestae), пред­став­ляв­шие virtus покой­но­го. О virtus граж­дан­ско­го лица свиде­тель­ст­во­вал сюжет, где тот участ­во­вал в охо­те на каба­на. На сар­ко­фа­ге моло­до­го чело­ве­ка, не успев­ше­го про­явить себя в обще­ст­вен­ной жиз­ни, основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку несут сце­ны жерт­во­при­но­ше­ния и бра­ко­со­че­та­ния, в кото­рых про­яв­ля­ют­ся его досто­ин­ства как част­но­го лица. На дет­ском сар­ко­фа­ге ана­ло­гом virtus ребен­ка слу­жи­ли его успе­хи в обу­че­нии, пока­зан­ные в сцене с педа­го­гом.

В соот­вет­ст­вии с этим прин­ци­пом, цен­траль­ную часть ман­ту­ан­ско­го релье­фа зани­ма­ет сце­на жерт­во­при­но­ше­ния, демон­стри­ру­ю­щая pietas, в кото­рой покой­ный с порт­рет­ной голо­вой изо­бра­жен в моло­до­сти (тем самым ука­зы­ва­ет­ся, что покой­ный про­яв­лял бла­го­че­стие с юных лет), а по кра­ям от нее — несколь­ко усту­паю­щие ей в идей­ном отно­ше­нии эпи­зо­ды, отно­ся­щи­е­ся к годам его зре­ло­сти, где пока­за­ны доб­ро­де­те­ли покой­но­го как обще­ст­вен­но­го дея­те­ля (сле­ва) и как част­но­го лица (спра­ва). Во всех трех сце­нах покой­ный (мило­серд­ный вое­на­чаль­ник, бла­го­че­сти­вый юно­ша, вер­ный супруг) изо­бра­жен в одной и той же позе: его фигу­ра обра­ще­на впра­во, он сто­ит с опо­рой на левую ногу, пра­вая слег­ка отстав­ле­на в сто­ро­ну и кза­ди, пра­вая рука полу­со­гну­та и протя­ну­та впе­ред. Дей­ст­ви­ем, совер­шае­мым пра­вой рукой, выра­жа­ет­ся глав­ный смысл каж­дой сце­ны: в сцене clementia это жест пре­вос­ход­ства, в сцене pietas — жест бла­го­че­стия (опо­рож­не­ние пате­ры в алтар­ный огонь), в сцене concordia — жест сог­ла­сия (руко­по­жа­тие).

Крыш­ка сар­ко­фа­га из палац­цо Дука­ле выпол­не­на по рас­про­стра­нен­ной ико­но­гра­фи­че­ской схе­ме. Меж­ду акро­те­ри­я­ми в виде юно­ше­ских про­фи­лей рас­по­ло­жен вытя­ну­тый пря­мо­уголь­ный рельеф. Край­няя фигу­ра сле­ва — Феб в лучи­стой короне, под­ни­маю­щий­ся на сво­ей колес­ни­це в небо над полу­ле­жа­щим Оке­а­ном. Перед ним летит Фос­фор (Утрен­няя звезда) с факе­лом. Край­няя фигу­ра спра­ва — Селе­на на колес­ни­це, покидаю­щая небо­склон, сле­дую­щая за Гес­пе­ром (Вечер­ней звездой). Феб и Селе­на в этой ком­по­зи­ции выра­жа­ют нача­ло и конец чело­ве­че­ской жиз­ни. Меж­ду ними сто­ят три Мой­ры, боги­ни судь­бы. В цен­тре нахо­дит­ся фигу­ра орла (aquila) — глав­ный сим­вол на воен­ных знач­ках (signa militaria). В тра­ур­ной ико­но­гра­фии орел высту­пал так­же в каче­стве пси­хо­пом­па — про­вод­ни­ка души покой­но­го в поту­сто­рон­ний мир.

Рельеф ман­ту­ан­ско­го сар­ко­фа­га име­ет боль­шое ком­по­зи­ци­он­ное и ико­но­гра­фи­че­ское сход­ство с релье­фом сар­ко­фа­га из гале­реи Уфиц­ци. Из это­го сле­ду­ет, что они были изготов­ле­ны не по уни­каль­ным инди­виду­аль­ным про­ек­там, а по одной, види­мо, рас­про­стра­нен­ной в то вре­мя моде­ли. Дан­ное обсто­я­тель­ство поз­во­ля­ет назы­вать сар­ко­фа­ги дан­но­го типа псев­до­био­гра­фи­че­ски­ми. В мастер­ских, где изготов­ля­лись подоб­ные сар­ко­фа­ги, голо­ва глав­но­го героя (или голо­вы супру­гов) остав­ля­лась в виде необ­ра­ботан­ной заготов­ки, кото­рой, после про­да­жи сар­ко­фа­га, в мест­ной мастер­ской при­да­ва­лись порт­рет­ные чер­ты покой­но­го. Впро­чем, неред­ко по при­чи­нам, остав­шим­ся неиз­вест­ны­ми, подоб­ная окон­ча­тель­ная обра­бот­ка не выпол­ня­лась, и голо­ва глав­но­го героя сцен оста­ва­лась в фор­ме необ­ра­ботан­но­го камен­но­го мас­си­ва.


Литература:
1. Natalie Boymel Kampen. Biographical Narration and Roman Funerary Art // American Journal of Archaeology, Vol. 85, No. 1 (Jan., 1981), pp. 47—58.
2. Elaine P. Loeffler. A Famous Antique: A Roman Sarcophagus at the Los Angeles Museum // The Art Bulletin, Vol. 39, No. 1 (Mar., 1957), pp. 1—7.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2012 г. Описание: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus богиня луны луна селена мене dea selene luna римская romana теллус теллура tellus mater terra скульптура скульптурный sculptura римский римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi биографический vita humana рельеф военачальника мрамор жертвоприношение бракосочетание милость к побежденным милосердие доблесть благочестие солнце океан земля мойры акротерий варвар варвары