Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена virtus и clementia
Мрамор. II в. н. э.Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага) Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена virtus и clementia.

Мрамор. II в. н. э.

Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).

Описание:
В край­ней левой сцене релье­фа сов­ме­ще­на демон­стра­ция двух досто­инств покой­но­го: его воин­ской доб­ле­сти (virtus) и мило­сер­дия (clementia).

Тра­ди­ци­он­но о воин­ской доб­ле­сти при­зва­на гово­рить сце­на бит­вы, цен­траль­ным участ­ни­ком кото­рой явля­ет­ся покой­ный, одна­ко на ман­ту­ан­ском сар­ко­фа­ге она заме­не­на дву­мя фигу­ра­ми, сто­я­щи­ми за спи­ной вое­на­чаль­ни­ка: это Рим­ская Доб­лесть (Virtus Romana) в шле­ме, и дер­жа­щая ее за руку кры­ла­тая Вик­то­рия (Victoria).

Вое­на­чаль­ник сто­ит на воз­вы­ше­нии в парад­ном обла­че­нии: на нем кира­са, схва­чен­ная узлом Гер­ку­ле­са, и палуда­мен­тум. Перед ним скло­ни­лась в при­ни­жен­ных позах семья поко­рен­ных вар­ва­ров, кото­рая выра­жа­ет свое сми­ре­ние (submissio). На зад­нем плане вид­не­ет­ся сле­дую­щий вар­вар из тол­пы захва­чен­ных в плен, судь­бу кото­ро­го пред­сто­ит решить вое­на­чаль­ни­ку. Ком­по­зи­ция пост­ро­е­на на кон­тра­сте меж­ду пря­мы­ми, уве­рен­ны­ми фигу­ра­ми рим­ских вои­нов и бес­по­мощ­ны­ми, согну­ты­ми в поклоне фигу­ра­ми плен­ни­ков.

Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние мощ­ная фигу­ра гла­вы семей­ства, кото­рый, не желая смот­реть на недав­не­го про­тив­ни­ка, отво­дит взгляд вниз. Его руки свя­за­ны за спи­ной. Если бы он рас­пря­мил­ся, то ока­зал­ся бы выше рим­ля­ни­на, сто­я­ще­го на воз­вы­ше­нии. Тем самым под­чер­ки­ва­ет­ся, что победа была одер­жа­на над силь­ным про­тив­ни­ком.

Супру­га вар­ва­ра молит вои­на о поща­де. Она смот­рит офи­це­ру в гла­за, про­тя­ги­вая пра­вую руку с откры­той ладо­нью, а левой под­тал­ки­ва­ет к нему сво­его ребен­ка. Малень­кий маль­чик в моль­бе каса­ет­ся возде­ты­ми руч­ка­ми туни­ки вое­на­чаль­ни­ка. Отсут­ст­вие ору­жия у вое­на­чаль­ни­ка и сто­я­ще­го за спи­на­ми вар­ва­ров сол­да­та гово­рит о том, что поща­да будет дана: так выра­жа­ет­ся снис­хож­де­ние к повер­жен­но­му вра­гу (clementia) — одна из тра­ди­ци­он­ных рим­ских доб­ро­де­те­лей.

Фри­гий­ская шап­ка на голо­ве вар­ва­ра и хитон, в кото­рый оде­та его супру­га, дают осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что собы­тия про­ис­хо­дят в Малой Азии. Спра­ва сце­ну замы­ка­ет фигу­ра сто­я­ще­го вои­на.


Литература:
1. Natalie Boymel Kampen. Biographical Narration and Roman Funerary Art // American Journal of Archaeology, Vol. 85, No. 1 (Jan., 1981), pp. 47—58.
2. Elaine P. Loeffler. A Famous Antique: A Roman Sarcophagus at the Los Angeles Museum // The Art Bulletin, Vol. 39, No. 1 (Mar., 1957), pp. 1—7.
3. M. B. Dowling. Clemency and cruelty in the Roman world. University of Michigan Press 2006. P. 266—267.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2012 г. Описание: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф крылатая богиня виктория виктории победа персонификация победы dea victoria саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi биографический vita humana мрамор доблесть милость к побежденным военачальник офицер кираса кюраса палудаментум варвары фригийская шапочка хитон clementia submissio