Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена virtus и clementia.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
Традиционно о воинской доблести призвана говорить сцена битвы, центральным участником которой является покойный, однако на мантуанском саркофаге она заменена двумя фигурами, стоящими за спиной военачальника: это Римская Доблесть (Virtus Romana) в шлеме, и держащая ее за руку крылатая Виктория (Victoria).
Военачальник стоит на возвышении в парадном облачении: на нем кираса, схваченная узлом Геркулеса, и палудаментум. Перед ним склонилась в приниженных позах семья покоренных варваров, которая выражает свое смирение (submissio). На заднем плане виднеется следующий варвар из толпы захваченных в плен, судьбу которого предстоит решить военачальнику. Композиция построена на контрасте между прямыми, уверенными фигурами римских воинов и беспомощными, согнутыми в поклоне фигурами пленников.
Обращает на себя внимание мощная фигура главы семейства, который, не желая смотреть на недавнего противника, отводит взгляд вниз. Его руки связаны за спиной. Если бы он распрямился, то оказался бы выше римлянина, стоящего на возвышении. Тем самым подчеркивается, что победа была одержана над сильным противником.
Супруга варвара молит воина о пощаде. Она смотрит офицеру в глаза, протягивая правую руку с открытой ладонью, а левой подталкивает к нему своего ребенка. Маленький мальчик в мольбе касается воздетыми ручками туники военачальника. Отсутствие оружия у военачальника и стоящего за спинами варваров солдата говорит о том, что пощада будет дана: так выражается снисхождение к поверженному врагу (clementia) — одна из традиционных римских добродетелей.
Фригийская шапка на голове варвара и хитон, в который одета его супруга, дают основания предполагать, что события происходят в Малой Азии. Справа сцену замыкает фигура стоящего воина.
2. Elaine P. Loeffler. A Famous Antique: A Roman Sarcophagus at the Los Angeles Museum // The Art Bulletin, Vol. 39, No. 1 (Mar., 1957), pp. 1—
3. M. B. Dowling. Clemency and cruelty in the Roman world. University of Michigan Press 2006. P. 266—