Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена concordia
Мрамор. II в. н. э.Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага) Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена concordia.

Мрамор. II в. н. э.

Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).

Описание:
Сце­на семей­но­го сог­ла­сия (concordia) зани­ма­ет пра­вую часть релье­фа сар­ко­фа­га. На ней пред­став­ле­ны покой­ный в тоге и его супру­га с пок­ры­той голо­вой (capite velato) в зре­лом воз­расте. Они обме­ни­ва­ют­ся руко­по­жа­ти­ем, кото­рое слу­жит ком­по­зи­ци­он­ным цен­тром сце­ны. В левой руке муж­чи­на дер­жит сви­ток — брач­ный дого­вор (tabulae nuptiales). Его лицо име­ет пол­ное порт­рет­ное сход­ство с лицом вое­на­чаль­ни­ка на дру­гом релье­фе это­го сар­ко­фа­га. Меж­ду супру­га­ми на зад­нем плане вид­на жен­ская фигу­ра, воз­ло­жив­шая руки на их пле­чи. Это Юно­на — пок­ро­ви­тель­ни­ца бра­ка (Juno Pronuba); по дру­гой вер­сии — боги­ня сог­ла­сия (Concordia). Перед супру­га­ми на пере­д­нем плане сто­ит маль­чик со сва­деб­ным факе­лом (spina alba), зажжен­ным от оча­га в доме неве­сты — тра­ди­ци­он­ный участ­ник сва­деб­ной цере­мо­нии. За спи­на­ми супру­гов сто­ят роди­те­ли неве­сты. Дей­ст­вие про­ис­хо­дит в тор­же­ст­вен­ной обста­нов­ке на фоне зана­ве­са (parapetasma).

Иссле­до­ва­те­ля­ми про­шло­го дан­ный сюжет трак­то­вал­ся как цере­мо­ния бра­ко­со­че­та­ния, поэто­му сар­ко­фа­ги, на релье­фах кото­рых он зани­мал цен­траль­ное место, полу­чи­ли наз­ва­ние «сва­деб­ных» (англ. marriage sarcophagi). В насто­я­щее вре­мя пре­об­ла­да­ет точ­ка зре­ния, соглас­но кото­рой дан­ная сце­на слу­жит выра­же­ни­ем гар­мо­нии, мира и сог­ла­сия, воца­рив­ших­ся в семье после бра­ко­со­че­та­ния, а неко­то­рые атри­бу­ты сва­деб­ной цере­мо­нии (сва­деб­ный факел, брач­ный дого­вор) явля­ют­ся сим­во­ла­ми супру­же­ства. В поль­зу такой трак­тов­ки гово­рит и почти пол­ное несоот­вет­ст­вие оде­я­ния жен­щи­ны сва­деб­но­му наряду неве­сты, а так­же немо­ло­дой воз­раст пары. По явным при­зна­кам это не неве­ста (nova nupta), а мат­ро­на (matrona) и ее супруг, про­жив­шие в бра­ке мно­го лет.

Руко­по­жа­тие (dextrarum iunctio), кото­рым обме­ни­ва­ют­ся супру­ги на релье­фе, в антич­ном мире отно­си­лось к чис­лу мно­го­знач­ных жестов, но, пред­став­ляя собой физи­че­ский кон­такт, все­гда выра­жа­ло лич­ные, близ­кие отно­ше­ния меж­ду людь­ми. Оно при­ме­ня­лось в каче­стве жеста при­вет­ст­вия при встре­че, жеста про­ща­ния при рас­ста­ва­нии, или слу­жи­ло зна­ком сою­за, сог­ла­сия либо зак­лю­че­ния дого­во­ра. Изо­бра­же­ние руко­по­жа­тия доволь­но часто мож­но видеть на амфо­рах, над­гроб­ных релье­фах, моне­тах, све­тиль­ни­ках и про­чих пред­ме­тах, а так­же на фрес­ках у гре­ков (начи­ная с V в. до н. э), этрус­ков и рим­лян. При­ня­то счи­тать, что сло­во­со­че­та­ние dextrarum iunctio (досл. «соеди­не­ние пра­вых рук») впер­вые встре­ча­ет­ся лишь в кон­це IV в. н. э. у Клав­ди­а­на. Одна­ко у Вер­ги­лия мож­но встре­тить «…da iungere dextram, da, genitor, teque amplexu ne subtrahe nostro» (Aen. 6. 697): в дан­ном кон­тек­сте под iungere dextram под­ра­зу­ме­ва­ет­ся при­вет­ст­вен­ное руко­по­жа­тие.

На моне­тах и офи­ци­аль­ных релье­фах эпо­хи Анто­ни­нов, к кото­рой отно­сит­ся обсуж­дае­мый сар­ко­фаг, руко­по­жа­тие сим­во­ли­зи­ро­ва­ло гар­мо­нию, царив­шую в импе­ра­тор­ской семье; изо­бра­же­ние dextrarum iunctionis часто соп­ро­вож­да­ет­ся пояс­ни­тель­ной над­пи­сью «Concordia».

Вопре­ки мне­нию, полу­чив­ше­му рас­про­стра­не­ние с середи­ны XIX в. (напр. Rossbach, 1853), dextrarum iunctio меж­ду жени­хом и неве­стой нигде не опи­са­но в каче­стве обя­за­тель­но­го цере­мо­ни­аль­но­го жеста, скреп­ля­ю­ще­го брач­ный союз, и пото­му не может слу­жить при­зна­ком обряда бра­ко­со­че­та­ния. На над­гро­бьях и сар­ко­фа­гах оно сим­во­ли­зи­ру­ет сог­ла­сие (concordia) в отно­ше­ни­ях меж­ду супру­га­ми либо встре­чу покой­но­го с тенью близ­ко­го чело­ве­ка в под­зем­ном мире.


Литература:
1. Natalie Boymel Kampen. Biographical Narration and Roman Funerary Art // American Journal of Archaeology, Vol. 85, No. 1 (Jan., 1981), pp. 47—58.
2. E. P. Loeffler. A Famous Antique: A Roman Sarcophagus at the Los Angeles Museum // The Art Bulletin, Vol. 39, No. 1 (Mar., 1957), pp. 1—7.
3. M. B. Dowling. Clemency and cruelty in the Roman world. University of Michigan Press 2006. P. 266—267.
4. G. Davies. The Significance of the Handshake Motif in Classical Funerary Art // American Journal of Archaeology 89 (1985), pp. 627—640.
5. R. Meyers. Representations of Elite Roman Marriage. Perspectives on Roman Marriage at the American Classical League Institute, 2011.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2012 г. Описание: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: римская мифология mythologia romana богиня юнона юноны dea juno iuno скульптура скульптурный sculptura римский римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi биографический vita humana рельеф военачальника мрамор сцена согласия concordia супруги покровительница брака конкордия рукопожатие брачный договор свиток tabulae nuptiales