Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена concordia.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
Исследователями прошлого данный сюжет трактовался как церемония бракосочетания, поэтому саркофаги, на рельефах которых он занимал центральное место, получили название «свадебных» (англ. marriage sarcophagi). В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой данная сцена служит выражением гармонии, мира и согласия, воцарившихся в семье после бракосочетания, а некоторые атрибуты свадебной церемонии (свадебный факел, брачный договор) являются символами супружества. В пользу такой трактовки говорит и почти полное несоответствие одеяния женщины свадебному наряду невесты, а также немолодой возраст пары. По явным признакам это не невеста (nova nupta), а матрона (matrona) и ее супруг, прожившие в браке много лет.
Рукопожатие (dextrarum iunctio), которым обмениваются супруги на рельефе, в античном мире относилось к числу многозначных жестов, но, представляя собой физический контакт, всегда выражало личные, близкие отношения между людьми. Оно применялось в качестве жеста приветствия при встрече, жеста прощания при расставании, или служило знаком союза, согласия либо заключения договора. Изображение рукопожатия довольно часто можно видеть на амфорах, надгробных рельефах, монетах, светильниках и прочих предметах, а также на фресках у греков (начиная с V в. до н. э), этрусков и римлян. Принято считать, что словосочетание dextrarum iunctio (досл. «соединение правых рук») впервые встречается лишь в конце IV в. н. э. у Клавдиана. Однако у Вергилия можно встретить «…da iungere dextram, da, genitor, teque amplexu ne subtrahe nostro» (Aen. 6. 697): в данном контексте под iungere dextram подразумевается приветственное рукопожатие.
На монетах и официальных рельефах эпохи Антонинов, к которой относится обсуждаемый саркофаг, рукопожатие символизировало гармонию, царившую в императорской семье; изображение dextrarum iunctionis часто сопровождается пояснительной надписью «Concordia».
Вопреки мнению, получившему распространение с середины XIX в. (напр. Rossbach, 1853), dextrarum iunctio между женихом и невестой нигде не описано в качестве обязательного церемониального жеста, скрепляющего брачный союз, и потому не может служить признаком обряда бракосочетания. На надгробьях и саркофагах оно символизирует согласие (concordia) в отношениях между супругами либо встречу покойного с тенью близкого человека в подземном мире.
2. E. P. Loeffler. A Famous Antique: A Roman Sarcophagus at the Los Angeles Museum // The Art Bulletin, Vol. 39, No. 1 (Mar., 1957), pp. 1—
3. M. B. Dowling. Clemency and cruelty in the Roman world. University of Michigan Press 2006. P. 266—
4. G. Davies. The Significance of the Handshake Motif in Classical Funerary Art // American Journal of Archaeology 89 (1985), pp. 627—
5. R. Meyers. Representations of Elite Roman Marriage. Perspectives on Roman Marriage at the American Classical League Institute, 2011.