Портрет обожествленного Августа. Тип «Прима-Порта».
Каррарский мрамор.
37—41 гг. (?).
Общая высота 45 см, высота головы 28 см.
Сент, Археологический музей

Портрет обожествленного Августа. Тип «Прима-Порта».

Каррарский мрамор.
37—41 гг. (?).
Общая высота 45 см, высота головы 28 см.

Сент, Археологический музей.

Происхождение:
Най­ден в 1857 г. в Сен­те (Фран­ция).

Описание:

33. Порт­рет обо­жест­влен­но­го Авгу­ста

Тип «При­ма-Пор­та»; прав­ле­ние Кали­гу­лы?
Илл. 27.
Сент, архео­ло­ги­че­ский музей.
Голо­ва с соеди­ни­тель­ной встав­кой.
Каррар­ский мра­мор.
Най­де­на в 1857 г. в Сен­те, в осно­ва­нии баш­ни дю Мелье.

Раз­ме­ры: общая высота 45 см, высота голо­вы 28 см.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu, II, 1363; I. Montini, 1938, с. 52, 92 № 111; L. Maurin, 1978, с. 85, 119—120, рис. 57—58 (прав­ле­ние Клав­дия); F. Johansen , 1976, с. 57 прим. 23; U. Hausmann, 1981, с. 584, прим. 261 № 4 (нача­ло прав­ле­ния Клав­дия); D. Boschung, 1993a, с. 75, 86, № 181 с. 184—185, илл. 123, 224—2 (Август, тип При­ма-Пор­та); R. Bedon, 1999, с. 315; F. Braemer, 1999, c. 54 (Август, эпо­ха Клав­дия?); E. Rosso, 2000c, № 6 с. 141—142, рис. 5 с. 133 (посмерт­ный порт­рет, эпо­ха Кали­гу­лы?).

Сохран­ность. Лицо доволь­но силь­но изу­ро­до­ва­но: про­пал круп­ный оско­лок мра­мо­ра с левой сто­ро­ны, в том чис­ле бо́льшая часть под­бо­род­ка; нос отбит, края ушей выщерб­ле­ны, как и над­бров­ные дуги и глаз­ные ябло­ки, кото­рые очень с. 235 повреж­де­ны. При этом на коже мно­го цара­пин и ско­лов, осо­бен­но на левой щеке. Нако­нец, отсут­ст­ву­ют неко­то­рые части дубо­во­го вен­ка.

Нао­бо­рот, воло­сы, череп­ная короб­ка и соеди­ни­тель­ная встав­ка хоро­шо сох­ра­ни­лись: толь­ко лен­ты, кото­рые удер­жи­ва­ют венок и от узла, спа­даю­щие по обе­им сто­ро­нам шеи, отби­ты на затыл­ке.

Опи­са­ние. Голо­ва повер­ну­та впра­во и чуть нак­ло­не­на; лицо широ­кое, шея мощ­ная. Асим­мет­рич­ная фор­ма встав­ки, види­мо, ука­зы­ва­ет, что голо­ва встав­ля­лась в ста­тую в доспе­хах, хотя этот тип ста­туи пло­хо соче­та­ет­ся с дубо­вым вен­ком, кото­рый имел ско­рее граж­дан­ское, чем воен­ное зна­че­ние. На шее этот венок скреп­лен вну­ши­тель­ным узлом, от кото­ро­го нис­па­да­ют лен­ты; по окруж­но­сти вен­ка через оди­на­ко­вые про­ме­жут­ки вид­ны круг­лые отвер­стия, в кото­рых, по всей види­мо­сти, кре­пи­лась метал­ли­че­ская луче­вая коро­на. На воло­сах сох­ра­ни­лись остат­ки крас­ной крас­ки; быть может, это следы пред­ва­ри­тель­ной под­готов­ки к при­креп­ле­нию мел­ких золотых листьев.

Гла­за круп­ные, а над­бров­ные дуги обо­зна­че­ны про­сто высту­пом; рот боль­шой, губы мяси­стые. Воло­сы выпол­не­ны доволь­но схе­ма­тич­но, осо­бен­но сза­ди, где неко­то­рые пряди выре­за­ны небреж­но и рас­по­ла­га­ют­ся в несколь­ко рядов друг над дру­гом; тех­ни­ка слег­ка напо­ми­на­ет порт­ре­ты из Безье; кро­ме того, уши пло­хо отде­ле­ны от вен­ка, осо­бен­но пра­вое. Несмот­ря на неко­то­рые недо­че­ты, это каче­ст­вен­ный порт­рет.

Ком­мен­та­рий. Иден­ти­фи­ка­ция не пред­став­ля­ет ни малей­ших труд­но­стей: здесь изо­бра­жен импе­ра­тор Август; лег­ко узна­ют­ся наи­бо­лее харак­тер­ные чер­ты лица, извест­ные по его порт­ре­там, а имен­но: широ­кое лицо, рот с мяси­сты­ми губа­ми, не лишен­ный неко­то­рой вяло­сти, боль­шой лоб и чуть высту­паю­щий под­бо­ро­док; но совер­шен­но оче­вид­но, что здесь нам важ­нее все­го типо­ло­ги­че­ские харак­те­ри­сти­ки: это самый извест­ный и самый широ­ко рас­про­стра­нен­ный тип в ико­но­гра­фии импе­ра­то­ра — сего­дня извест­но 150 реплик; этот тип назы­ва­ет­ся «из При­мы-Пор­ты», в честь зна­ме­ни­то­го Leitstück (Про­вод­ник. — Прим. перев.) этой серии, най­ден­но­го на вил­ле Ливии114.

с. 236 Глав­ные чер­ты ско­пи­ро­ва­ны точ­но, так как мы обна­ру­жи­ва­ем боль­шую «вил­ку» над внут­рен­ним углом лево­го гла­за, пра­вее кото­рой нахо­дит­ся широ­ко рас­кры­тая «клеш­ня» над пра­вым гла­зом; тем не менее, как отме­ча­ет Д. Бошунг, копия оста­ет­ся схе­ма­тич­ной и неточ­но пере­да­ет осо­бен­но­сти прядей115; одна­ко работа все же чет­кая и силь­ная. Соглас­но Д. Бошун­гу116, луч­шая типо­ло­ги­че­ская парал­лель — это голо­ва в Лис­са­боне117, у кото­рой пряди чел­ки рас­по­ло­же­ны при­мер­но так же, но воло­сы гораздо объ­ем­нее; кро­ме того, этот порт­рет навер­ня­ка пере­де­лан из дру­го­го изо­бра­же­ния. Напро­тив, пред­став­ля­ет­ся, что порт­рет из Сен­та име­ет гораздо боль­ше парал­ле­лей для срав­не­ния с изо­бра­же­ни­ем, кото­рое хра­нит­ся в Архео­ло­ги­че­ском музее Фло­рен­ции118; в осо­бен­но­сти, цен­траль­ная после­до­ва­тель­ность «вил­ка-клеш­ня» выпол­не­на точ­но так же, с прядя­ми тако­го же объ­е­ма, кото­рые чрез­вы­чай­но выпук­лы; кро­ме того, над­бров­ные дуги, отме­чен­ные про­сто высту­па­ми, чуть отвис­ли и очень близ­ки к верх­ним векам. К тому же, рот на этих двух порт­ре­тах совер­шен­но иден­ти­чен, с под­черк­ну­той щелью меж­ду губа­ми, кото­рая в склад­ках ста­но­вит­ся чуть мель­че. Нако­нец, сле­ду­ет отме­тить, что фло­рен­тий­ский порт­рет тоже увен­чан — хотя на этот раз лав­ро­вым вен­ком, а не дубо­вым, — и что в обо­их слу­ча­ях зад­няя часть голо­вы выпол­не­на очень небреж­но (порт­рет во Фло­рен­ции кажет­ся гораздо более изно­шен­ным); одна­ко воло­сы выре­за­ны более тща­тель­но (осо­бен­но сле­ва) на этой послед­ней голо­ве.

Итак, про­бле­мы вызы­ва­ет не типо­ло­ги­за­ция порт­ре­та из Сен­та, а его дати­ров­ка; тип не может дать нам точ­но­го ука­за­ния, так как тип «При­ма-Пор­та» был создан око­ло 27 г. до н. э., копи­ро­вал­ся и рас­про­стра­нял­ся в тече­ние все­го прав­ле­ния Авгу­ста, а потом послу­жил осно­вой для ряда посмерт­ных изо­бра­же­ний. Из-за иск­лю­чи­тель­ной «про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни» это­го обра­за вла­сти­те­ля мы вынуж­де­ны попы­тать­ся дати­ро­вать эти реп­ли­ки, исхо­дя из сти­ли­сти­че­ских сооб­ра­же­ний, с уче­том труд­но­стей, вызван­ных отча­сти нашей неосве­дом­лен­но­стью о том, как работа­ли мастер­ские по всей Импе­рии. Дубо­вый венок тоже мало дает для дати­ров­ки, так как впер­вые Август был удо­сто­ен граж­дан­ско­го вен­ка в 43 г. до н. э.!119

Л. Морен120 и У. Хау­сман пред­ло­жи­ли дати­ро­вать дан­ный порт­рет прав­ле­ни­ем Клав­дия, глав­ным обра­зом из-за вялой ниж­ней части лица, немно­го напо­ми­наю­щей порт­ре­ты это­го импе­ра­то­ра. Д. Бошунг при­шел к чуть более ран­ней дати­ров­ке на осно­ва­нии более осто­рож­ных, на мой взгляд, аргу­мен­тов, так как он сде­лал вывод, что порт­рет изготов­лен не ранее прав­ле­ния Тибе­рия, на осно­ва­нии луче­вой коро­ны121; дей­ст­ви­тель­но, Авгу­ста не изо­бра­жа­ли с этим атри­бу­том до обо­жест­вле­ния122; одна­ко само это дока­за­тель­ство не явля­ет­ся решаю­щим, так как все­гда суще­ст­ву­ет воз­мож­ность, что коро­ну, — конеч­но, метал­ли­че­скую, — при­со­еди­ни­ли к уже суще­ст­ву­ю­ще­му порт­ре­ту; Д. Бошунг, нако­нец, пред­ла­га­ет отне­сти его к прав­ле­нию Кали­гу­лы с. 237 из-за фор­мы бакен­бар­дов123. Я сле­дую за ним в этом вопро­се, посколь­ку, как будет вид­но далее, иссле­до­ва­ние дру­гих порт­ре­тов дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев, най­ден­ных в Сен­те, тоже пред­по­ла­га­ет такую дати­ров­ку.

ПРИМЕЧАНИЯ:

114Рим, Вати­кан­ские музеи, Новое кры­ло, инв. № 2290; см. D. Boschung, 1993a, № 171 с. 179—181, илл. 69, 70, 81—82, 148—1, 213.

115Там же, с. 185: «Die Motive des Typus Prima Porta sind vielfach verändert worden, so dass der Kopf kräftiger und kompakter wirkt» (Моти­вы типа «При­ма-Пор­та» неод­но­крат­но изме­не­ны, так что голо­ва изготов­ле­на более силь­ной и плот­ной. — Прим. перев.).

116Там же, с. 159.

117Лис­са­бон, Нацио­наль­ный музей архео­ло­гии и этно­ло­гии, инв. № 21520A. D. Boschung, 1993a, № 118 с. 158—159, илл. 127, 165—169.

118Фло­рен­ция, Архео­ло­ги­че­ский музей, инв. № 13717. D. Boschung, 1993a, № 98, илл. 105.

119Там же, с. 68.

120L. Maurin , 1978, с. 120.

121D. Boschung, 1993a, с. 185: «Wegen des Strahlenkranzes dürfte die Replik frühestens in tiberischer Zeit entstanden sein» (Из-за луче­вой коро­ны реп­ли­ка не мог­ла появить­ся рань­ше прав­ле­ния Тибе­рия. — Прим. перев.).

122Там же, с. 68: «Einige Augustusköpfe tragen den Strahlenkranz, der den divus bezeichnet und mit Sicherheit erst nach dem Tode und der Divinisierung des Kaisers aufgesetzt wurde» (Несколь­ко голов Авгу­ста увен­ча­ны так­же луче­вой коро­ной, кото­рая ука­зы­ва­ет на боже­ст­вен­но­го и, несо­мнен­но, ста­ла употреб­лять­ся толь­ко после смер­ти и обо­жест­вле­ния импе­ра­то­ра. — Прим. перев.).

123Там же, с. 185.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 234—237, кат. № 33, илл. 27.
© 2012 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная каррарский мрамор мужской бюст в гражданском венке corona civica divus дубовый гражданский венок из дубовых листьев дубовые листья корона тип прима-порта