37—41 гг. (?).
Общая высота 45 см, высота головы 28 см.Сент, Археологический музей
Портрет обожествленного Августа. Тип «Прима-Порта».
37—41 гг. (?).
Общая высота 45 см, высота головы 28 см.
Сент, Археологический музей.
33. Портрет обожествленного Августа
Тип «Прима-Порта»; правление Калигулы?
Илл. 27.
Сент, археологический музей.
Голова с соединительной вставкой.
Каррарский мрамор.
Найдена в 1857 г. в Сенте, в основании башни дю Мелье.
Размеры: общая высота 45 см, высота головы 28 см.
Библиография: Espérandieu, II, 1363; I. Montini, 1938, с. 52, 92 № 111; L. Maurin, 1978, с. 85, 119—
Сохранность. Лицо довольно сильно изуродовано: пропал крупный осколок мрамора с левой стороны, в том числе бо́льшая часть подбородка; нос отбит, края ушей выщерблены, как и надбровные дуги и глазные яблоки, которые очень с. 235 повреждены. При этом на коже много царапин и сколов, особенно на левой щеке. Наконец, отсутствуют некоторые части дубового венка.
Наоборот, волосы, черепная коробка и соединительная вставка хорошо сохранились: только ленты, которые удерживают венок и от узла, спадающие по обеим сторонам шеи, отбиты на затылке.
Описание. Голова повернута вправо и чуть наклонена; лицо широкое, шея мощная. Асимметричная форма вставки, видимо, указывает, что голова вставлялась в статую в доспехах, хотя этот тип статуи плохо сочетается с дубовым венком, который имел скорее гражданское, чем военное значение. На шее этот венок скреплен внушительным узлом, от которого ниспадают ленты; по окружности венка через одинаковые промежутки видны круглые отверстия, в которых, по всей видимости, крепилась металлическая лучевая корона. На волосах сохранились остатки красной краски; быть может, это следы предварительной подготовки к прикреплению мелких золотых листьев.
Глаза крупные, а надбровные дуги обозначены просто выступом; рот большой, губы мясистые. Волосы выполнены довольно схематично, особенно сзади, где некоторые пряди вырезаны небрежно и располагаются в несколько рядов друг над другом; техника слегка напоминает портреты из Безье; кроме того, уши плохо отделены от венка, особенно правое. Несмотря на некоторые недочеты, это качественный портрет.
Комментарий. Идентификация не представляет ни малейших трудностей: здесь изображен император Август; легко узнаются наиболее характерные черты лица, известные по его портретам, а именно: широкое лицо, рот с мясистыми губами, не лишенный некоторой вялости, большой лоб и чуть выступающий подбородок; но совершенно очевидно, что здесь нам важнее всего типологические характеристики: это самый известный и самый широко распространенный тип в иконографии императора — сегодня известно 150 реплик; этот тип называется «из Примы-Порты», в честь знаменитого Leitstück (Проводник. — Прим. перев.) этой серии, найденного на вилле Ливии114.
с. 236 Главные черты скопированы точно, так как мы обнаруживаем большую «вилку» над внутренним углом левого глаза, правее которой находится широко раскрытая «клешня» над правым глазом; тем не менее, как отмечает Д. Бошунг, копия остается схематичной и неточно передает особенности прядей115; однако работа все же четкая и сильная. Согласно Д. Бошунгу116, лучшая типологическая параллель — это голова в Лиссабоне117, у которой пряди челки расположены примерно так же, но волосы гораздо объемнее; кроме того, этот портрет наверняка переделан из другого изображения. Напротив, представляется, что портрет из Сента имеет гораздо больше параллелей для сравнения с изображением, которое хранится в Археологическом музее Флоренции118; в особенности, центральная последовательность «вилка-клешня» выполнена точно так же, с прядями такого же объема, которые чрезвычайно выпуклы; кроме того, надбровные дуги, отмеченные просто выступами, чуть отвисли и очень близки к верхним векам. К тому же, рот на этих двух портретах совершенно идентичен, с подчеркнутой щелью между губами, которая в складках становится чуть мельче. Наконец, следует отметить, что флорентийский портрет тоже увенчан — хотя на этот раз лавровым венком, а не дубовым, — и что в обоих случаях задняя часть головы выполнена очень небрежно (портрет во Флоренции кажется гораздо более изношенным); однако волосы вырезаны более тщательно (особенно слева) на этой последней голове.
Итак, проблемы вызывает не типологизация портрета из Сента, а его датировка; тип не может дать нам точного указания, так как тип «Прима-Порта» был создан около 27 г. до н. э., копировался и распространялся в течение всего правления Августа, а потом послужил основой для ряда посмертных изображений. Из-за исключительной «продолжительности жизни» этого образа властителя мы вынуждены попытаться датировать эти реплики, исходя из стилистических соображений, с учетом трудностей, вызванных отчасти нашей неосведомленностью о том, как работали мастерские по всей Империи. Дубовый венок тоже мало дает для датировки, так как впервые Август был удостоен гражданского венка в 43 г. до н. э.!119
Л. Морен120 и У. Хаусман предложили датировать данный портрет правлением Клавдия, главным образом из-за вялой нижней части лица, немного напоминающей портреты этого императора. Д. Бошунг пришел к чуть более ранней датировке на основании более осторожных, на мой взгляд, аргументов, так как он сделал вывод, что портрет изготовлен не ранее правления Тиберия, на основании лучевой короны121; действительно, Августа не изображали с этим атрибутом до обожествления122; однако само это доказательство не является решающим, так как всегда существует возможность, что корону, — конечно, металлическую, — присоединили к уже существующему портрету; Д. Бошунг, наконец, предлагает отнести его к правлению Калигулы с. 237 из-за формы бакенбардов123. Я следую за ним в этом вопросе, поскольку, как будет видно далее, исследование других портретов династии Юлиев-Клавдиев, найденных в Сенте, тоже предполагает такую датировку.
ПРИМЕЧАНИЯ:
114Рим, Ватиканские музеи, Новое крыло, инв. № 2290; см. D. Boschung, 1993a, № 171 с. 179—© 2012 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.