Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена pietas
Мрамор. II в. н. э.Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага) Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена pietas.

Мрамор. II в. н. э.

Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).

Описание:
Цен­траль­ную часть релье­фа зани­ма­ет сце­на жерт­во­при­но­ше­ния, демон­стри­ру­ю­щая бла­го­че­стие (pietas) покой­но­го.

Груп­па фигур, при­ни­маю­щих уча­стие в цере­мо­нии, рас­по­ло­жи­лась перед тет­ра­с­ти­лем — четы­рех­ко­лон­ным пор­ти­ком хра­ма.

В левой части сце­ны про­ис­хо­дит пер­вая, всту­пи­тель­ная часть жерт­во­при­но­ше­ния (praefatio). В цен­тре уста­нов­лен тре­нож­ник, в чаше горит огонь. Сле­ва сто­ит моло­дой чело­век в тоге, с непо­кры­той голо­вой. В его левой руке — копье, а в пра­вой — пате­ра, из кото­рой он льет в огонь бла­го­во­ния, мас­ло или вино. За его спи­ной камилл (camillus) в корот­кой туни­ке — юно­ша из бла­го­род­ной семьи, при­слу­жи­ваю­щий при жерт­во­при­но­ше­нии — дер­жит в пра­вой руке сосуд с жид­ко­стью для пате­ры. За тре­нож­ни­ком виден тре­тий участ­ник — флей­тист (tibicen), играю­щий на двой­ной фри­гий­ской флей­те (tibiae phrigiae). Счи­та­ет­ся, что звук флей­ты отго­нял злых духов и заглу­шал посто­рон­ние зву­ки, недо­пу­сти­мые при жерт­во­при­но­ше­нии.

В пра­вой части сце­ны про­ис­хо­дит цере­мо­ни­аль­ное убий­ство быка (immolatio). Непо­сред­ст­вен­но перед при­не­се­ни­ем в жерт­ву с живот­но­го сни­ма­ли все укра­ше­ния. Оно не долж­но было ока­зы­вать соп­ро­тив­ле­ние; его голо­ву с силой при­ги­ба­ли вниз, обо­зна­чая тем самым покор­ность жерт­вы. Перед зак­ла­ни­ем быка оглу­ша­ли уда­ром молота по голо­ве, и его пере­д­ние ноги под­ка­ши­ва­лись, после чего cultrarius (помощ­ник жре­ца, зака­лы­ваю­щий жерт­вен­ное живот­ное) пере­ре­зал ему ножом гор­ло, а затем извле­кал внут­рен­но­сти.

Имен­но этот момент цере­мо­нии пока­зан на релье­фе. Спра­ва от быка сидит cultrarius. Он полу­об­на­жен, на поя­се — нож­ны с набо­ром ножей. Рука­ми он при­ги­ба­ет голо­ву быка кни­зу, и при этом смот­рит на дру­го­го помощ­ни­ка, давая ему коман­ду «agere» («дей­ст­вуй!»). Вто­рой помощ­ник (popa), сто­я­щий сза­ди и сбо­ку от живот­но­го, так­же обна­жен­ный до поя­са, нано­сит быку моло­том оглу­шаю­щий удар по голо­ве.


Литература:
1. N. B. Kampen. Biographical Narration and Roman Funerary Art // American Journal of Archaeology, Vol. 85, No. 1 (Jan., 1981), pp. 47—58.
2. E. P. Loeffler. A Famous Antique: A Roman Sarcophagus at the Los Angeles Museum // The Art Bulletin, Vol. 39, No. 1 (Mar., 1957), pp. 1—7.
3. M. B. Dowling. Clemency and cruelty in the Roman world. University of Michigan Press 2006. P. 266—267.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2012 г. Описание: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi биографический vita humana мрамор военачальника сцена благочестия треножник алтарь immolatio жертвоприношение быка бык камилл камиллы camillus camilli camillae помощник жреца popa попа victimarius виктимарий cultrarius культрарий тога pura патера флейтист музыкант авлос двойная фригийская флейта tibiae phrigiae храм фронтон архитектура венок