Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена pietas.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
Группа фигур, принимающих участие в церемонии, расположилась перед тетрастилем — четырехколонным портиком храма.
В левой части сцены происходит первая, вступительная часть жертвоприношения (praefatio). В центре установлен треножник, в чаше горит огонь. Слева стоит молодой человек в тоге, с непокрытой головой. В его левой руке — копье, а в правой — патера, из которой он льет в огонь благовония, масло или вино. За его спиной камилл (camillus) в короткой тунике — юноша из благородной семьи, прислуживающий при жертвоприношении — держит в правой руке сосуд с жидкостью для патеры. За треножником виден третий участник — флейтист (tibicen), играющий на двойной фригийской флейте (tibiae phrigiae). Считается, что звук флейты отгонял злых духов и заглушал посторонние звуки, недопустимые при жертвоприношении.
В правой части сцены происходит церемониальное убийство быка (immolatio). Непосредственно перед принесением в жертву с животного снимали все украшения. Оно не должно было оказывать сопротивление; его голову с силой пригибали вниз, обозначая тем самым покорность жертвы. Перед закланием быка оглушали ударом молота по голове, и его передние ноги подкашивались, после чего cultrarius (помощник жреца, закалывающий жертвенное животное) перерезал ему ножом горло, а затем извлекал внутренности.
Именно этот момент церемонии показан на рельефе. Справа от быка сидит cultrarius. Он полуобнажен, на поясе — ножны с набором ножей. Руками он пригибает голову быка книзу, и при этом смотрит на другого помощника, давая ему команду «agere» («действуй!»). Второй помощник (popa), стоящий сзади и сбоку от животного, также обнаженный до пояса, наносит быку молотом оглушающий удар по голове.
2. E. P. Loeffler. A Famous Antique: A Roman Sarcophagus at the Los Angeles Museum // The Art Bulletin, Vol. 39, No. 1 (Mar., 1957), pp. 1—
3. M. B. Dowling. Clemency and cruelty in the Roman world. University of Michigan Press 2006. P. 266—