Похищение женщины. Посвятительный рельеф с родосскими местными божествами (богиня Бригинда?). Слева — посвящающий в образе адоранта
Пентелийский мрамор. Конец V в. до н. э.Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон) Фото: С. И. Сосновский

Похищение женщины. Посвятительный рельеф с родосскими местными божествами (богиня Бригинда?). Слева — посвящающий в образе адоранта.

Пентелийский мрамор. Конец V в. до н. э.

Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).

Происхождение:
С Родо­са.

Описание:
Бер­лин­ское архео­ло­ги­че­ское обще­ство толь­ко что опуб­ли­ко­ва­ло шесть­де­сят пятую про­грам­му в честь дня рож­де­ния Вин­кель­ма­на, кото­рый оно отме­ча­ет каж­дый год. В этом году под­готов­ка изда­ния была пору­че­на гос­по­ди­ну Кеку­ле фон Стра­до­ни­цу, хра­ни­те­лю древ­но­стей Бер­лин­ско­го Королев­ско­го музея. Эта про­грам­ма оза­глав­ле­на: Эхел и Баси­ла, атти­че­ский рельеф с Родо­са в Королев­ском музее (Echelos und Basile, attisches Relief aus Rhodos in den Kœniglichen Museen, ин-квар­то, 22 стра­ни­цы, 4 рисун­ка в тек­сте и три гео­лио­гра­вю­ры). В кон­це работы при­ло­же­на крат­кая замет­ка гос­по­ди­на Хил­ле­ра фон Гер­т­рин­ге­на о над­пи­си, най­ден­ной в той же мест­но­сти, что и баре­льеф. В ней назван жрец Бри­гин­ды, эпо­ним­ной геро­и­ни дема бри­гин­да­ри­ев, кото­рый упо­ми­на­ет­ся в атти­че­ских спис­ках нало­гов, упла­чен­ных союз­ни­ка­ми.

Баре­льеф из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра, види­мо, пред­став­ля­ет собой хоро­шую атти­че­скую работу послед­них лет V в. Он был най­ден на восточ­ном бере­гу ост­ро­ва, в мест­но­сти под наз­ва­ни­ем Аль­фандау (Alphandau), что соот­вет­ст­ву­ет дему бри­ган­да­ри­ев. На нем изо­бра­же­ны юно­ша и девуш­ка, сто­я­щие в колес­ни­це, кото­рую вле­кут четы­ре коня в гало­пе. Перед коня­ми сто­ит боро­да­тый муж­чи­на. Его поза харак­тер­на для молит­вы и жерт­во­при­но­ше­ния. Это, несо­мнен­но, посвя­ти­тель вотив­но­го памят­ни­ка.

Чтобы дать име­на боже­ст­вен­ной паре в колес­ни­це, гос­по­дин Кеку­ле обра­ща­ет­ся к баре­лье­фу, най­ден­но­му в Афи­нах, на кото­ром изо­бра­же­на очень похо­жая сце­на и, кро­ме того, Гер­мес, бегу­щий перед коня­ми. Соглас­но над­пи­си на атти­че­ском памят­ни­ке, юно­ша — это Эхел, герой-эпо­ним дема эхе­лидов, а девуш­ка — Баси­ла, мать Гелиоса и Селе­ны. Назы­ва­ли ли родо­с­цы изо­бра­жен­ных пер­со­на­жей так же или пок­ло­ня­лись им под дру­ги­ми име­на­ми? Мы не зна­ем. Но, во вся­ком слу­чае, это реп­ли­ка ком­по­зи­ции, кото­рая в то вре­мя часто про­из­во­ди­лась в атти­че­ских мастер­ских. Это дока­зы­ва­ет фраг­мент третье­го очень похо­же­го баре­лье­фа с Хиоса.

Ж. Пер­ро

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
Описание: Revue Archéologique, IV Serie, T. III. Paris, 1906. P. 216.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие рельеф пентелийский мраморный вотивный посвятительный похищение женщины богиня brygindis бригиндис бригиндида бригинда эхел echelos басила basile квадрига колесница четверка лошадей лошадь лошади конь кони посвящающий адорант