II в. до н. э. Малая Азия.
Высота 24,5 см, ширина 17,8 см.Инв. № Г. 406.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Рельеф с изображением Кибелы.
II в. до н. э. Малая Азия.
Высота 24,5 см, ширина 17,8 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Малая Азия.
II в. до н. э.
Терракота. Поверхность покрыта белой обмазкой. Раскраска рельефа, судя по химическому составу пигментов, дважды поновлялась, в XIX и XX вв. Однако скорее всего изначально он был ярко раскрашен с использованием голубого и розового цветов и позолоты.
Высота 24,5 см; ширина 17,8 см.
Поступил в 1884 г. из коллекции П. А. Сабурова.
Инв. № Г. 406.
На рельефе изображен маленький нарядный храм, наиск. Его треугольный фронтон по углам и в центре украшен акротериями в виде пальметт. Другим украшением как фронтона, так и архитрава являются рельефные фризы из так называемых сухариков. Фронтон поддерживают стройные колонны коринфского ордера с пышными капителями. Богиня, облаченная в длинный, подпоясанный хитон и плащ, увенчанная особым убором — стефаной, — напоминающим кокошник, восседает в центре на роскошном троне, который развернут так, что видна только одна из его передних ножек, оформленная в виде колонны с ионийской капителью. Подлокотник трона украшен фигуркой сфинкса. Под ногами Кибелы — специальная скамеечка. Правой рукой богиня треплет гриву стоящего рядом на задних лапах льва, чьи передние лапы лежат на ее коленях. Лев — священное животное богини Кибелы, покровительницы и владычицы всего живого на земле, культ которой, возникший в северной Сирии (там ее называли Кибеба), был заимствован в VIII в. до н. э. Фригией (Малая Азия), откуда распространился по всему греческому миру. Эту богиню именовали также Великой Богиней-Матерью, Матерью богов.
У подножия трона можно видеть сидящего, прислонившись к ножке трона, Силена, наигрывающего на фригийской флейте, изобретателем которой он считался. Этого традиционного спутника бога Диониса можно узнать без труда по внешним признакам: он лыс и бородат, у него звериные уши и ноги, покрытые густой шерстью. Силен здесь не единственный персонаж из дионисийского окружения. По сторонам от колонн стены наиска украшают рельефы с изображениями танцующих юных девушек, менад, участвовавших обычно в шествиях Диониса и в сопровождавшихся оргиями мистериях, посвященных этому богу. Страбон, греческий географ и историк, живший в I в. до н. э., отмечал, ссылаясь на Пиндара и Еврипида, «общность обрядов, установленных в культе Диониса у греков, с фригийскими обрядами в культе Матери богов», выявляющую «родственную связь между ними» (Страбон. География. X, III, 12).
По бокам от трона на стене храма висят особые плоские, с вогнутым внутрь дном чаши — фиалы. Из таких чаш совершали жертвоприношения богам: возлияния вина или масла, молока, а иногда и крови жертвенных животных. Они могли быть приношением в храм от почитателей божества. Сам процесс жертвоприношения совершает обнаженный юноша в плаще до колен, фигуру которого можно видеть справа от Кибелы. Из кувшина он льет жидкость в фиалу, которую держит в опущенной левой руке. Эта фигура представляет собой загадку для исследователей. Пока что попытки определить имя юноши не выходят за рамки предположений. Одно из них принадлежит немецкому исследователю А. Фуртвенглеру, который допускал, что речь идет об Аттисе, божественном юном возлюбленном Кибелы. Называлось также имя Кадмилоса, одного из Великих богов Самофракии, который соответствовал греческому Гермесу. Существует также версия, что речь идет об изображении стоящей в храме статуи на пьедестале, по композиции перекликающейся с творением великого греческого скульптора IV в. до н. э. Праксителя, запечатлевшего сатира, наливающего вино. Нижнюю часть стены храма украшает фриз, на котором трижды повторялись фигуры борющихся быка и льва, но средняя пара не сохранилась.
У Великой Богини-Матери искали защиты и успокоения. Последний аспект — способность принести страждущим душам умиротворение — особенно ценился во времена исторических потрясений. Не случайно именно после поражения афинян в Пелопоннесской войне, около 430 г. до н. э., появляется и становится популярным изображение Кибелы в наиске. Завоевания Александра потрясли Древний мир и перевернули судьбы огромного количества людей, потерявших почву под ногами и уверенность в завтрашнем дне. Культ Кибелы, которой поклонялись по всему Средиземноморью, включал в себя мистерии, а как раз мистические культы становятся чрезвычайно распространенными в эллинистическую эпоху, отличительной чертой которой являлся индивидуализм. Пройдя через тайную церемонию посвящения, каждый почитатель богини переходил под ее покровительство в земной и загробной жизни. В то же время синкретическая сущность азиатской Кибелы, образ которой сливался то с греческой Деметрой, то с Геей или Реей, импонировала эллинистической эпохе с присущим ей космополитизмом.
Литература:
Furtwängler A. Die Sammlung Sabouroff. Kunstdenkmäler aus Griechenland: 2 Bds. Berlin, 1883—
Winter F. Die Typen der figürlichen Terrakotten: 3 Bds. Berlin; Stuttgart, 1903. Bd III. Tl 2. S. 175, 3;
Vermaseren M. J. Corpus Cultus Cybelae Attidisque. [Vol.] I: Asia Minor. Leiden; New York; København. Köln, 1987. P. 171. Pl. 127. N 570.