Рельеф с изображением Кибелы
Терракота.
II в. до н. э. Малая Азия.
Высота 24,5 см, ширина 17,8 см.
Инв. № Г. 406.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Рельеф с изображением Кибелы.

Терракота.
II в. до н. э. Малая Азия.
Высота 24,5 см, ширина 17,8 см.
Инв. № Г. 406.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил в 1884 г. из кол­лек­ции П. А. Сабу­ро­ва.

Описание:
128. Рельеф с изо­бра­же­ни­ем Кибе­лы.

Малая Азия.
II в. до н. э.
Тер­ра­ко­та. Поверх­ность пок­ры­та белой обмаз­кой. Рас­крас­ка релье­фа, судя по хими­че­ско­му соста­ву пиг­мен­тов, два­жды понов­ля­лась, в XIX и XX вв. Одна­ко ско­рее все­го изна­чаль­но он был ярко рас­кра­шен с исполь­зо­ва­ни­ем голу­бо­го и розо­во­го цве­тов и позо­лоты.
Высота 24,5 см; шири­на 17,8 см.

Посту­пил в 1884 г. из кол­лек­ции П. А. Сабу­ро­ва.
Инв. № Г. 406.

На релье­фе изо­бра­жен малень­кий наряд­ный храм, наиск. Его тре­уголь­ный фрон­тон по углам и в цен­тре укра­шен акро­те­ри­я­ми в виде паль­метт. Дру­гим укра­ше­ни­ем как фрон­то­на, так и архит­ра­ва явля­ют­ся рельеф­ные фри­зы из так назы­вае­мых суха­ри­ков. Фрон­тон под­дер­жи­ва­ют строй­ные колон­ны коринф­ско­го орде­ра с пыш­ны­ми капи­те­ля­ми. Боги­ня, обла­чен­ная в длин­ный, под­по­я­сан­ный хитон и плащ, увен­чан­ная осо­бым убо­ром — сте­фа­ной, — напо­ми­наю­щим кокош­ник, вос­седа­ет в цен­тре на рос­кош­ном троне, кото­рый раз­вер­нут так, что вид­на толь­ко одна из его пере­д­них ножек, оформ­лен­ная в виде колон­ны с ионий­ской капи­те­лью. Под­ло­кот­ник тро­на укра­шен фигур­кой сфинк­са. Под нога­ми Кибе­лы — спе­ци­аль­ная ска­ме­еч­ка. Пра­вой рукой боги­ня треп­лет гри­ву сто­я­ще­го рядом на зад­них лапах льва, чьи пере­д­ние лапы лежат на ее коле­нях. Лев — свя­щен­ное живот­ное боги­ни Кибе­лы, пок­ро­ви­тель­ни­цы и вла­ды­чи­цы все­го живо­го на зем­ле, культ кото­рой, воз­ник­ший в север­ной Сирии (там ее назы­ва­ли Кибе­ба), был заим­ст­во­ван в VIII в. до н. э. Фри­ги­ей (Малая Азия), откуда рас­про­стра­нил­ся по все­му гре­че­ско­му миру. Эту боги­ню име­но­ва­ли так­же Вели­кой Боги­ней-Мате­рью, Мате­рью богов.

У под­но­жия тро­на мож­но видеть сидя­ще­го, при­сло­нив­шись к нож­ке тро­на, Силе­на, наиг­ры­ваю­ще­го на фри­гий­ской флей­те, изо­бре­та­те­лем кото­рой он счи­тал­ся. Это­го тра­ди­ци­он­но­го спут­ни­ка бога Дио­ни­са мож­но узнать без труда по внеш­ним при­зна­кам: он лыс и боро­дат, у него зве­ри­ные уши и ноги, пок­ры­тые густой шер­стью. Силен здесь не един­ст­вен­ный пер­со­наж из дио­ни­сий­ско­го окру­же­ния. По сто­ро­нам от колонн сте­ны наи­с­ка укра­ша­ют релье­фы с изо­бра­же­ни­я­ми тан­цу­ю­щих юных деву­шек, менад, участ­во­вав­ших обыч­но в шест­ви­ях Дио­ни­са и в соп­ро­вож­дав­ших­ся орги­я­ми мисте­ри­ях, посвя­щен­ных это­му богу. Стра­бон, гре­че­ский гео­граф и исто­рик, жив­ший в I в. до н. э., отме­чал, ссы­ла­ясь на Пин­да­ра и Еври­пида, «общ­ность обрядов, уста­нов­лен­ных в куль­те Дио­ни­са у гре­ков, с фри­гий­ски­ми обряда­ми в куль­те Мате­ри богов», выяв­ля­ю­щую «род­ст­вен­ную связь меж­ду ними» (Стра­бон. Гео­гра­фия. X, III, 12).

По бокам от тро­на на стене хра­ма висят осо­бые плос­кие, с вогну­тым внутрь дном чаши — фиа­лы. Из таких чаш совер­ша­ли жерт­во­при­но­ше­ния богам: воз­ли­я­ния вина или мас­ла, моло­ка, а ино­гда и кро­ви жерт­вен­ных живот­ных. Они мог­ли быть при­но­ше­ни­ем в храм от почи­та­те­лей боже­ства. Сам про­цесс жерт­во­при­но­ше­ния совер­ша­ет обна­жен­ный юно­ша в пла­ще до колен, фигу­ру кото­ро­го мож­но видеть спра­ва от Кибе­лы. Из кув­ши­на он льет жид­кость в фиа­лу, кото­рую дер­жит в опу­щен­ной левой руке. Эта фигу­ра пред­став­ля­ет собой загад­ку для иссле­до­ва­те­лей. Пока что попыт­ки опре­де­лить имя юно­ши не выхо­дят за рам­ки пред­по­ло­же­ний. Одно из них при­над­ле­жит немец­ко­му иссле­до­ва­те­лю А. Фурт­вен­гле­ру, кото­рый допус­кал, что речь идет об Атти­се, боже­ст­вен­ном юном воз­люб­лен­ном Кибе­лы. Назы­ва­лось так­же имя Кад­ми­ло­са, одно­го из Вели­ких богов Само­фра­кии, кото­рый соот­вет­ст­во­вал гре­че­ско­му Гер­ме­су. Суще­ст­ву­ет так­же вер­сия, что речь идет об изо­бра­же­нии сто­я­щей в хра­ме ста­туи на пьеде­ста­ле, по ком­по­зи­ции пере­кли­каю­щей­ся с тво­ре­ни­ем вели­ко­го гре­че­ско­го скуль­п­то­ра IV в. до н. э. Пра­к­си­те­ля, запе­чатлев­ше­го сати­ра, нали­ваю­ще­го вино. Ниж­нюю часть сте­ны хра­ма укра­ша­ет фриз, на кото­ром три­жды повто­ря­лись фигу­ры борю­щих­ся быка и льва, но сред­няя пара не сох­ра­ни­лась.

У Вели­кой Боги­ни-Мате­ри иска­ли защи­ты и успо­ко­е­ния. Послед­ний аспект — спо­соб­ность при­не­сти страж­ду­щим душам уми­ротво­ре­ние — осо­бен­но ценил­ся во вре­ме­на исто­ри­че­ских потря­се­ний. Не слу­чай­но имен­но после пора­же­ния афи­нян в Пело­пон­нес­ской войне, око­ло 430 г. до н. э., появ­ля­ет­ся и ста­но­вит­ся попу­ляр­ным изо­бра­же­ние Кибе­лы в наи­с­ке. Заво­е­ва­ния Алек­санд­ра потряс­ли Древ­ний мир и пере­вер­ну­ли судь­бы огром­но­го коли­че­ства людей, поте­ряв­ших поч­ву под нога­ми и уве­рен­ность в зав­траш­нем дне. Культ Кибе­лы, кото­рой пок­ло­ня­лись по все­му Сре­ди­зем­но­мо­рью, вклю­чал в себя мисте­рии, а как раз мисти­че­ские куль­ты ста­но­вят­ся чрез­вы­чай­но рас­про­стра­нен­ны­ми в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху, отли­чи­тель­ной чер­той кото­рой являл­ся инди­виду­а­лизм. Прой­дя через тай­ную цере­мо­нию посвя­ще­ния, каж­дый почи­та­тель боги­ни пере­хо­дил под ее пок­ро­ви­тель­ство в зем­ной и загроб­ной жиз­ни. В то же вре­мя син­кре­ти­че­ская сущ­ность ази­ат­ской Кибе­лы, образ кото­рой сли­вал­ся то с гре­че­ской Демет­рой, то с Геей или Реей, импо­ни­ро­ва­ла элли­ни­сти­че­ской эпо­хе с при­су­щим ей кос­мо­по­ли­тиз­мом.

Лите­ра­ту­ра:
Furtwängler A. Die Sammlung Sabouroff. Kunstdenkmäler aus Griechenland: 2 Bds. Berlin, 1883—1887. Bd II. Taf. 137;
Winter F. Die Typen der figürlichen Terrakotten: 3 Bds. Berlin; Stuttgart, 1903. Bd III. Tl 2. S. 175, 3;
Vermaseren M. J. Corpus Cultus Cybelae Attidisque. [Vol.] I: Asia Minor. Leiden; New York; København. Köln, 1987. P. 171. Pl. 127. N 570.

Е. Н. Ход­за

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Чистый лист, СПб, 2007, с. 152, кат. № 128.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura малая азия asia minor греческая мифология mythologia graeca кибела кибелы великая мать богиня-мать cybele cybebe kybele magna mater менада менады maenas maenades силен силена силены силенов silenus sileni selenus papposilenus терракота рельеф наиск наос ант анты на троне магна матер богов рея юноша гермес меркурий кадмил камилл кабиры аттис флейтист музыкант двойная фригийская флейта tibiae phrigiae фиала патера кувшин женская одежда длинный хитон плащ стефана трон скамеечка для ног лев хищное дикое животное бык фронтон акротерий пальметта коринфская колонна коринфский ордер коллекция сабурова инв № г. 406