2-я пол. IV в. н. э.
Диаметр 39 см, вес 350 г, глубина 5,1—5,4 см, диаметр донца 15,8 см.Инв. № A0.9.14264.Милан, Городской археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Патера из Парабьяго.
2-я пол. IV в. н. э.
Диаметр 39 см, вес 350 г, глубина 5,1—5,4 см, диаметр донца 15,8 см.
Милан, Городской археологический музей.
Смысл сцены, безусловно, космологический и религиозно-философский: она является своего рода гимном вечному циклическому обновлению жизни и процветания, персонифицированным в образах Кибелы и Аттиса. Столь определенный выбор сюжета позволяет интерпретировать патеру как идеологический манифест, который полностью соответствует культурному фону второй половины IV в., когда определенные интеллектуальные круги внутри правящего класса, особенно прочно связанные с ценностями классической культуры, пытались реставрировать языческие культы, сопротивляясь враждебной им христианской культуре и политике. Эта тенденция достигла наивысшей точки при императоре Юлиане (360—
Известный в Риме с III в. до н. э., восточный культ богини Кибелы, Великой Матери Фригии или Идеи (по имени горы в азиатском регионе), персонификации природы и размножения, повелительницы растительного и животного мира, был официально признан в I в. н. э. при императоре Клавдии. Со второй половины II в. он приобрел большое значение. Многие его приверженцы относились к высшим классам общества, а его эзотерические, инициационные и очистительные аспекты перекликались с культом Митры.
Праздничный цикл Кибелы имел все типичные признаки весеннего праздника возрождения природы; он начинался 15 марта, в первый день года по архаическому римскому календарю, празднованием смерти и возрождения Аттиса. В Риме к первому храму на Палатине, посвященному богине, между III и IV вв. н. э. добавился еще один — на Ватиканском холме, неподалеку от могилы св. Петра, в святая святых христианства. Здесь приверженцы культа проходили инициацию-тауроболию, нечто вроде «крещения», олицетворявшую возрождение через кровь жертвенного быка. Во второй половине IV в. н. э. среди приверженцев культа Кибелы было немало представителей сенатской аристократии, впитавшей в себя неоплатоническую философскую культуру, открыто противостоявших христианизации и близких к императорскому двору. Главным защитником культа Кибелы явился император Юлиан, автор речи «Гимн Матери богов», а в конце века его поборником выступил узурпатор Евгений. В окружении одного из этих императоров и следует искать заказчика патеры из Парабьяго. Существование культа Кибелы в Милане подтверждается по крайней мере пятью надписями, в которых упоминаются два жреца, попечитель храма и ритуальные общества, такие как дендрофоры. Существует также средневековый рельеф с изображением процессии во славу святого образа Мадонны, названной «Идеей», который был обнаружен между разрушенной церковью Санта Мария Бельтраде, откуда происходил рельеф, и Дуомо: это необычное изображение, возможно, отражает античную процессию в честь Кибелы.
«Кем же является Мать богов? [Кибела] есть источник богов мыслящих и творящих, которые, в свою очередь, правят множеством других богов; она есть мать, и одновременно супруга могучего Зевса; великая богиня, пришедшая в мир и сразу после, и одновременно с великим творцом; она есть хозяйка всего живого и причина всего зарождающегося; все сотворенное она легко делает совершенным, без боли дает жизнь, и вместе с отцом создает все сущее; она есть дева, не имеющая матери, сидящая на троне подле Зевса, и высшая правда в том, что она есть Мать всех богов».
«[Аттис] есть и первопричина, и бог, непосредственный творец материального мира […] вечный слуга и возничий Матери».
Азиатские божества, и в особенности Кибела, часто изображаются со львами или в колеснице, запряженной львами. См. Catullus 63. 76, juncta juga resolvens Cybele leonibus, «Кибела распрягает упряжку львов»; «она посылает льва в погоню» (из примечаний к Гимну Матери богов).
A. Levi, La patera d’argento di Parabiago, in “Rivista dell’Istituto di Archeologia e Storia dell’Arte, Opere d’Arte”, V, Roma 1935.
Kunstschätze der Lombardei. 500 vor Christus 1800 nach Christus, Zürich 1949, catalogo della mostra.
G. Gullini, in Oro e argenti 1961, pp. 183—
D. E. Strong, Greek and Roman Gold and Silver Plate, London—
L’art dans l’occident romain. Sculptures de bronze et de pierre. Trésors d’argenterie, Paris, 1963, catalogo della mostra, p. 344, n. 4, tav. I.
K. J. Shelton, The Esquiline Treasure, London 1981, tav. 19.
L. Musso, Manifattura suntuaria e committenza pagana nella Roma del IV secolo: indagine sulla lanx di Parabiago, Roma 1983 (con bibliografia precedente).
H. A. Cahn — A. Kaufmann Heinimann, Der spätrömische Silberschatz von Kaiseraugst, Derendingen 1984, p. 256.
J. M. C. Toynbee — K. S. Painter, Silver Picture Plates of Late Antiquity: AD 300 to 700, in “Archaeologia”, n. s., CVIII, 1986, p. 29, n. 20, tav. XIb.
Milano Capitale dell’Impero romano, 286—
© 2012 г. Информационные музейные материалы. Пер. с итал. и англ. И. А. Шурыгин.
Библиография: Stefanelli L. P. B. L’argento dei romani. Vasellame da tavola e d’apparato. L’Erma, Roma, 1991, p. 301.