Ок. 170 г.Инв. №№ Ma 1166 / MR 561 / N 1416.Париж, Лувр Фото: Роджер Б. Ульрих
Марк Аврелий.
Ок. 170 г.
Париж, Лувр.
Приобретен из коллекции Боргезе в 1807 г.
7. Бюст Марка Аврелия
Ок. 170 г.
Найден в Аква-Траверсе возле Рима (Acqua Traversa) в 1674 г.
Мелкозернистый мрамор.
Высота 86 см.
Приобретен в 1807 г., прежде в собрании Боргезе (MA 1166 — инв. № MR 561; N 1416).
Реставратор: C. Devos, 2006 г.
Этот бюст, почти в отличном состоянии, характеризуется контрастом между светлой и блестящей кожей лица и темной массой волос, покрытой минеральными отложениями. Многочисленные бороздки и пятна на левой стороне лица показывают, что отложения были также и на коже. Скульптор явно ценил игру света и тени и усилил ее умелым вырезанием (с помощью сверла) волос и бахромы на палудаментуме (военном плаще), покрывающем доспехи. Такой подход был распространен в эпоху Антонинов и отличался от преобладавшего классицизма времени Адриана и Антонина Пия поиском визуальных эффектов. Его можно встретить и на исторических рельефах — где изображение движения достигло таких высот, что с этого времени искусству приписываются барочные тенденции1, и на портретах — где вновь обнаруживается эмоциональность, унаследованная от эллинистических образцов2. Композиция лица оригинальна, высоко поднятые брови и прикрытые веки придают ему одновременно и живое выражение, и отрешенный мечтательный дух.
В Лувре есть восемь мраморов, найденных в Аква-Траверсе: Афродита капитолийского типа, четыре портрета Луция Вера и три портрета Марка Аврелия3. Они относятся к группе примерно тринадцати изображений этих правителей, найденных на данном участке в XVII—
В 1609 г. эта территория перешла в руки семьи Боргезе. Вплоть до своей смерти в 1621 г. Камилло Боргезе, ставший римским папой Павлом V, использовал этот участок как археологическую сокровищницу. Первый найденный портрет Луция Вера (ныне утраченный) позволил предположить, что здесь находятся остатки виллы этого правителя, описанной в «Историях августов»4.
с. 59 В 1650 г. во время ремонтных работ была найдена Афродита — вероятно, та, которая сейчас находится в Лувре. Другие находки были менее значительными, но в 1674 г. были открыты девять портретов Луция Вера и Марка Аврелия5.
Два колоссальных портрета императоров-соправителей, хранящиеся сейчас в Лувре, были найдены в 1720 г. во время археологических раскопок на том же месте6. В начале XIX века были обнаружены портреты Луция Вера, Плотины и Фаустины Младшей, а также пять идеализированных статуй, хранящиеся теперь в коллекции Торлония.
Все, что сохранилось от раскопок 1674 г. — это пять портретов в Лувре. Четыре других были утрачены — вероятно, после их открытия, как указывает Карло Феа. В группе из Аквы-Траверсы поражает большое сходство между тремя портретами Луция Вера. Помимо размера, одежды и черт лица — и обработка бород, и обработка волос совершенно идентичны, локон к локону. Эти портреты, а также портреты Марка Аврелия, вероятно, для целости и сохранности находились на древнем складе, что было связано с реконструкцией убранства виллы; таким образом объясняется открытие на одном и том же месте, в 1674 и 1720 гг., бюстов, которые настолько похожи и так хорошо сохранились. Исследование цистерны возле места открытия может указать, что эти бюсты хранились под землей в канале, подвале или криптопортике.
Текст «Истории августов» приписывает постройку виллы в Аква-Траверсе Луцию Веру в то время, когда, после возвращения из победоносной кампании против парфян в 166 г., его политическое влияние стало постепенно уменьшаться. Текст сообщает, что, несмотря на увещевания Марка Аврелия, Луций Вер докатился до распущенности, однако с находкой части скульптурного оформления виллы события предстают в другом свете. Многочисленность портретов соправителей, единство их стиля и серийное производство портретов Луция Вера говорит о том, что эту декоративную и политическую программу по-прежнему вдохновляла идея общей императорской власти7.
Портрет Марка Аврелия, представленный здесь, относится к типу III8, или «типу Терм 726»9, создание которого датируется вступлением в должность нового императора в 161 г. Этот тип воспроизводился повсеместно во время его правления, но в 166 году, когда Марк Аврелий утвердил свою власть, возник новый тип IV, или «Капитолийский императорский 38» (Museo Capitolino Imperatori 38). Таким образом, любопытно отметить, что именно тип III, стиль, преобладавший во время совместного правления, лучше всего представлен на портретах из Аквы-Траверсы.
Примечания:
1R. Rodenwaldt, Über der Stilwandel in antoninischer Kunst. Berlin: Walter De Gruyter, 1935. 2M. Bergmann, Marc Aurel. Frankfurt: Liebieghaus Monographie, 1978, с. 32—K. Kersauson, Catalogue des portraits romains, t. II, De l’année de la guerre civile (68—
V. Mastrodonato, “Una Residenza imperiale nel suburbio di Roma: La Villa di Lucio Vero in località Acqua Traversa”. In: Archeologia Classica, 51, 2000, с. 203—
L’idea del bello, Viaggio per Roma nel Seicento con Giovan Pietro Bellori. Palazzo delle Esposizioni, March 29—
© 2007 г. Описание: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007. P. 58—59, cat. no. 7.
© 2012 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.