Рельеф с Артемидой
Мелкозернистый светло-серый мрамор. Римская копия I в. н. э. с греч. оригинала IV в. до н. э.Инв. № 746.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 56 Фото: С. И. Сосновский

Рельеф с Артемидой.

Мелкозернистый светло-серый мрамор. Римская копия I в. н. э. с греч. оригинала IV в. до н. э.
Инв. № 746.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 56.

Происхождение:
Реста­ври­ро­ван скуль­п­то­ром Гаэта­но (или Нико­лой) Мон­ти меж­ду 1785—1786 гг.

Описание:

268a. Рельеф с Арте­ми­дой (табл. 50).

Высота 0,60 м, шири­на 0,29 м. Мел­ко­зер­ни­стый свет­ло-серый мра­мор. Сох­ра­ни­лись: туло­ви­ще с пра­вой рукой, ноги до верх­не­го края сапож­ка и соот­вет­ст­ву­ю­щая часть фона сле­ва. Допол­не­ны три склад­ки на пра­вом бед­ре. Отсут­ст­ву­ют мизи­нец и безы­мян­ный палец пра­вой руки. Тре­щи­на на пра­вом пле­че.

Горе­льеф. Боги­ня сто­ит выпря­мив­шись и повер­нув­шись впра­во, опи­ра­ясь на пра­вую ногу, кото­рую пере­се­ка­ет левая голень. На ней наде­ты высо­кие сапож­ки (веро­ят­но, пра­виль­но допол­нен­ные) и соскаль­зы­ваю­щий с пра­во­го пле­ча два­жды опо­я­сан­ный хитон, пере­се­чен­ный меж­ду грудей рем­нем кол­ча­на. Слег­ка согну­тая пра­вая рука опу­ще­на и обра­ще­на назад, тыль­ная сто­ро­на кисти опи­ра­ет­ся на боль­шую яго­дич­ную мыш­цу. Веро­ят­но, пра­виль­но допол­не­ны сле­дую­щие дета­ли: голо­ва боги­ни обра­ще­на впра­во, локоть левой руки поко­ит­ся на колонне; а так­же, ско­рее все­го, и то, что боги­ня дер­жит лук в левой руке (вни­зу для запол­не­ния про­стран­ства поме­ще­на обра­щен­ная впра­во сидя­щая соба­ка[1]). Пред­по­ло­жи­тель­но фигу­ра нахо­ди­лась ранее на левом краю како­го-то изо­бра­же­ния; работа непло­хая, но не живая; ни в коем слу­чае не гре­че­ская. Сюжет поз­во­ля­ет отне­сти ори­ги­нал к кон­цу V в. до н. э. Ср. похо­жий рельеф в Санкт-Петер­бур­ге (Кизе­риц­кий, Эрми­таж, № 89).

Massi Indicazione antiquaria (1792), с. 51; Pistotesi, V, табл. XLI; Gerhard-Platner, с. 169 № 22.

Валь­тер Аме­лунг (1908)

ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:

[1]На релье­фе изо­бра­же­на не соба­ка, а моло­дая лань — хотя, воз­мож­но, что на момент напи­са­ния ста­тьи (1908 г.) это была соба­ка, впо­след­ст­вии пере­ра­ботан­ная в лань, судя по ее посад­ке, хво­сту, кор­пу­су и дру­гим при­зна­кам. В любом слу­чае, деталь не антич­ная.

56. Рельеф с Арте­ми­дой-охот­ни­цей.

Рельеф с Арте­ми­дой-охот­ни­цей был реста­ври­ро­ван меж­ду 1785 и 1786 гг. Гаэта­но (или Нико­лой) Мон­ти в его мастер­ской «alle Colonnette» (рядом с мав­зо­ле­ем Авгу­ста) и после это­го был выстав­лен в музее. Туло­ви­ще ори­ги­наль­ное от шеи до щико­ло­ток, все осталь­ное явля­ет­ся резуль­та­том рестав­ра­ции. Фигу­ра Арте­ми­ды, часть релье­фа I в. н. э., вос­хо­дит к ана­ло­гич­но­му ста­ту­ар­но­му обра­зу Тимо­фея (атти­че­ский скуль­п­тор меж­ду 370 и 350 гг. до н. э.) — гре­че­ско­му про­из­веде­нию, пере­не­сен­но­му в храм Апол­ло­на на Пала­тине в 28 г. до н. э.

Inv. 746; W. Amelung, Die Sculpturen des Vatikanischen Museums, Berlin 1908, II с. 465, № 268a табл. 50; R. Lindner, in JdI, 97, 1982, с. 359—360, илл. 38; E. Simon, Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae, I—VIII, Zürich—München 1981—1997, т. II, с. 818, № 135; C. Pietrangeli, La provenienza delle sculture dei Musei Vaticani, in Bollettino dei Monumenti, Musei e Gallerie Pontificie, IX, 1, 1989, с. 100, № 56; O. Dräger, Religionem Significare, RM, Suppl. 33, 1994, с. 121, прим. 631.

Джан­до­ме­ни­ко Спи­но­ла (1999)

Литература:
W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums II (Berlin 1908) 465 f. Cat. no. 268 a;
O. Dräger, Religionem Significare, 33. Ergh. RM (Mainz 1994) 121 Note 631;
LIMC II (1984) 818 Cat. no. 135 s. v. Artemis (E. Simon);
R. Lindner, JdI 97, 1982, 359 f. Ill. 38;
G. Spinola, Il Museo Pio Clementino 2 (1999) 47 Cat. no. 56.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1908 г. Описание: 1) W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1908. Band II. с. 465—466, кат. № 268a.
© 1999 г. Описание: 2) G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 4. Il Museo Pio Clementino, 2. Città del Vaticano, Roma, 1999, с. 47, кат. № GS 56.
© 2012 г. Перевод с нем., итал.: С. И. Сосновский.
Библиография: http://arachne.uni-koeln.de/item/objekt/21193
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca romana богиня артемида артемиды dea artemis диана diana рельеф мелкозернистый светло-серый мрамор горельеф охотница лань олененок лук колчан женская одежда хитон без рукавов эпомис обувь эндромиды пояс ремень скульптор тимофей timotheos никола гаэтано монти nicola gaetano monti инв № 746