Рельеф с Артемидой.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 56.
268a. Рельеф с Артемидой (табл. 50).
Высота 0,60 м, ширина 0,29 м. Мелкозернистый светло-серый мрамор. Сохранились: туловище с правой рукой, ноги до верхнего края сапожка и соответствующая часть фона слева. Дополнены три складки на правом бедре. Отсутствуют мизинец и безымянный палец правой руки. Трещина на правом плече.
Горельеф. Богиня стоит выпрямившись и повернувшись вправо, опираясь на правую ногу, которую пересекает левая голень. На ней надеты высокие сапожки (вероятно, правильно дополненные) и соскальзывающий с правого плеча дважды опоясанный хитон, пересеченный между грудей ремнем колчана. Слегка согнутая правая рука опущена и обращена назад, тыльная сторона кисти опирается на большую ягодичную мышцу. Вероятно, правильно дополнены следующие детали: голова богини обращена вправо, локоть левой руки покоится на колонне; а также, скорее всего, и то, что богиня держит лук в левой руке (внизу для заполнения пространства помещена обращенная вправо сидящая собака[1]). Предположительно фигура находилась ранее на левом краю какого-то изображения; работа неплохая, но не живая; ни в коем случае не греческая. Сюжет позволяет отнести оригинал к концу V в. до н. э. Ср. похожий рельеф в Санкт-Петербурге (Кизерицкий, Эрмитаж, № 89).
Massi Indicazione antiquaria (1792), с. 51; Pistotesi, V, табл. XLI; Gerhard-Platner, с. 169 № 22.
ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:
[1]На рельефе изображена не собака, а молодая лань — хотя, возможно, что на момент написания статьи (1908 г.) это была собака, впоследствии переработанная в лань, судя по ее посадке, хвосту, корпусу и другим признакам. В любом случае, деталь не античная.
56. Рельеф с Артемидой-охотницей.
Рельеф с Артемидой-охотницей был реставрирован между 1785 и 1786 гг. Гаэтано (или Николой) Монти в его мастерской «alle Colonnette» (рядом с мавзолеем Августа) и после этого был выставлен в музее. Туловище оригинальное от шеи до щиколоток, все остальное является результатом реставрации. Фигура Артемиды, часть рельефа I в. н. э., восходит к аналогичному статуарному образу Тимофея (аттический скульптор между 370 и 350 гг. до н. э.) — греческому произведению, перенесенному в храм Аполлона на Палатине в 28 г. до н. э.
Inv. 746; W. Amelung, Die Sculpturen des Vatikanischen Museums, Berlin 1908, II с. 465, № 268a табл. 50; R. Lindner, in JdI, 97, 1982, с. 359—
O. Dräger, Religionem Significare, 33. Ergh. RM (Mainz 1994) 121 Note 631;
LIMC II (1984) 818 Cat. no. 135 s. v. Artemis (E. Simon);
R. Lindner, JdI 97, 1982, 359 f. Ill. 38;
G. Spinola, Il Museo Pio Clementino 2 (1999) 47 Cat. no. 56.
© 1908 г. Описание: 1) W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1908. Band II. с. 465—466, кат. № 268a.
© 1999 г. Описание: 2) G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 4. Il Museo Pio Clementino, 2. Città del Vaticano, Roma, 1999, с. 47, кат. № GS 56.
© 2012 г. Перевод с нем., итал.: С. И. Сосновский.
Библиография: http://arachne.uni-koeln.de/item/objekt/21193