Юлия
Трехцветное стекло. Рим. I в.
5,6 × 4,0 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Юлия.

Трехцветное стекло. Рим. I в.
5,6 × 4,0 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Мастер Эвод был авто­ром порт­рет­ной инта­лии, где изо­бра­же­на внуч­ка Вес­па­си­а­на Юлия. Эта под­пис­ная гем­ма когда-то в сред­ние века укра­си­ла реликва­рий Свя­то­го Дио­ни­сия в аббат­стве под Пари­жем, где хоро­ни­ли фран­цуз­ских коро­лей. Рас­пут­ную Юлию, чьи похож­де­ния в древ­но­сти клей­мил сати­рик Юве­нал, сочли Мадон­ной, судя по моно­грам­ме на опра­ве гем­мы!

Порт­рет на инта­лии и повто­рен в камее из поли­хром­но­го стек­ла. Камея, или раз­ру­шен­ная вре­ме­нем, или, может быть, неза­вер­шен­ная, пред­на­зна­ча­лась слу­жить в каче­стве фала­ра. И древ­нее, и сред­не­ве­ко­вое назна­че­ние порт­ре­та ныне не может не вызвать улыб­ку.

Харак­тер­ная для эпо­хи Неро­на поли­хром­ность камей и в дан­ной рабо­те Эво­да явля­ет­ся зна­ме­ни­ем вре­ме­ни. Это была реак­ция на несколь­ко уны­лую монотон­ность порт­рет­ных камей авгу­стов­ских и тибе­ри­ев­ских рез­чи­ков.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 138—139, № 57.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский глиптика гемма геммы gemma римская римское римские камея камеи имперский трехцветное стекло стеклянная паста женский флавия юлия дочь императора тита flavia julia iulia titi флавии flavii резчик эвод