Высота 37 см.Дижон, Археологический музей
Портрет Мессалины? Тип «Алезия — Лувр».
Высота 37 см.
Дижон, Археологический музей.
47. ПОРТРЕТ МЕССАЛИНЫ?
Тип «Алезия — Лувр»: правление Клавдия?
Рис. 38.
Дижон, археологический музей. Голова с конической соединительной вставкой. Найдена в 1822 г. на горе Оксуа, на месте древней Алезии, в местности Симетьер Сен-Пер.
Белый мрамор, «среднезернистый, со множеством блестящих кристаллов»164.
Размеры: высота 37 см, высота головы 20,2 см, ширина 20 см, в профиль 20,5 см.
Библиография:
Espérandieu, I à XV: Recueil des bas-reliefs, statues et bustes de la Gaule romaine, Paris, 1908—
S. Fuchs: «Deutung, Sinn und Zeitstellung des Wiener Cameo mit den Fruchthornbüsten», MDAI(R), 51, 1936, с. 228, прим. 4, № 7 (Агриппина Старшая);
W. Trillmich. «Zur Formgeschichte der Bildnis-Typen», JDAI, 86, 1971, с. 190, прим. 32 (Агриппина Старшая);
S. Deyts Sculptures gallo-romaines mythologiques et religieuses: Dijon, Musée archéologique, Paris, 1976, № 2 (рис.) (женский портрет);
P. Zanker. Provinzielle Kaiserporträts. Zur Rezeption der Selbstdarstellung des Princeps, Munich, 1983, с. 5, прим. 3 (Агриппина Старшая);
W. Trillmich. «Beobachtungen am Bildnis der Agrippina Maior oder: Probleme und Grenzen der “Typologie”», MM, 25, 1984, с. 149, прим. 71 (Агриппина Старшая, провинциальная реплика);
F. Queyrel. «Un portrait d’Agrippine l’Ancienne à Ténos», BCH, 109, 1985, с. 619—
Он же, в книге R. Étienne —
F. Queyrel «Une princesse julio-claudienne à Alésia», RAE, 44, 1993, с. 411—
Сохранность: поверхность мрамора сильно изношена, так что некоторые черты сглажены: глазные яблоки едва различимы, кончик носа отбит и локоны, обрамляющие лицо, видны только на висках.
с. 253 Описание: Голова, предназначенная для вставки в статую, — имеется крупная соединительная вставка в форме усеченного конуса с круглым вырезом — немного повернута вправо; прическа относится к типу «Mittelscheitelfrisur» (прическа с прямым пробором): две боковые ленты идут плавными волнами, затем перекручиваются за ушами и прикрепляются к плоскому низкому пучку на затылке, который состоит из четырех кос, соединенных пятой; ряд маленьких кудряшек обрамляет лоб; на уровне висков их больше и они уложены треугольником.
Лицо молодое, с круглыми и полными щеками; глаза очень большие, рот мясистый; подбородок маленький и круглый.
Комментарий: Этот портрет, который совсем недавно послужил объектом подробного исследования Ф. Кереля165, особенно интересен тем, что демонстрирует ограничения типологического метода. Действительно, прическа, лицо, качество скульптуры, равно как и место находки изображения предполагают, что речь идет о портрете женщины из императорской семьи, что подтверждается существованием по крайней мере одной подлинной «реплики», которую мы намерены рассматривать как таковую. Вместе с тем он связан — более или менее явно в каждом конкретном случае — с группой портретов, изображающих одну или нескольких принцесс правления Клавдия, идентификация которой представляет трудности; исследователи — и не так уж много тех специалистов, которые ни разу этим не заинтересовались — до настоящего времени не смогли их разрешить по-настоящему убедительно и окончательно, как это уже отметил недавно В. Трилльмих в статье, затрагивающей иконографию Агриппины Старшей (которую предложили в качестве одной из идентификаций): «Вызывает большое затруднение и пока не поддается уверенному определению группа портретных голов, у которой даже иконографическое определение типов весьма ненадежное, не говоря уже об идентификации представленной персоны (персон?)»166.
К. Полашек впервые систематически исследовала портреты этой «принцессы времен Клавдия»167 и предложила признать в них Мессалину, первую жену Клавдия. С тех пор изучение типов стало более отточенным, и рассматривалось несколько других идентификаций: итак, речь идет об иконографии Антонии Младшей, Агриппины Старшей, Агриппины Младшей, Мессалины, Друзиллы, Милонии Цезонии, Ливиллы и Юлии, дочери Друза; таким образом, представляется, что желание любой ценой идентифицировать эту особу привело, как выразился М. Фукс, к настоящей «лотерее» имен168.
Единственная реплика портрета из Алезии, известная к настоящему времени, хранится в Лувре169: как представляется, их главная иконографическая особенность — крупные пряди в форме языков пламени на шее и плоский пучок из четырех кос. К. де Керсосон, не затрагивая голову из Дижона, осмотрительно полагает, что луврская работа — это частный портрет первой половины I в. н. э. Однако ввиду того, что это второй экземпляр, причем найденный далеко, в Греции, речь не может идти о погребальном портрете, и лицо с полными щеками, большими глазами и круглым, выпуклым подбородком напоминает некоторых принцесс из династии Юлиев-Клавдиев; поэтому вероятно, что эти две реплики представляют собой новый вариант иконографического типа одной из них.
с. 254 Первое имя, которое следует назвать — это Антония Младшая, а точнее, серия, примыкающая к подгруппе, которую К. Полашек окрестила «Schläfenlöckchentypus», из-за маленьких круглых локонов на висках; однако ни черты лица (слишком крупные щеки, слишком полный рот), ни прическа (волосы слишком объемны и уложены слишком правильными и крупными волнами, что не встречается ни на одном достоверном портрете Антонии) не похожи на черты лица и прическу матери Клавдия; важно, что отсутствует шерстяная повязка жрицы, которая встречается на всех репликах этого типа, так что Ф. Керель предлагает считать, что это первый иконографический тип Антонии, относящийся к правлению Августа170; однако по физиономическим причинам представляется, что эту идентификацию придется отвергнуть.
Этот же автор рассматривает и возможность того, что это изображение Ливиллы, дочери Антонии171: действительно, на портрете из частной швейцарской коллекции172, который, как полагают, изображает Ливиллу, обнаруживается такой же необычный пучок из четырех кос, связанных двойной косой, как и на дижонском портрете; но пряди на шее отсутствуют, а широкие повязки полностью закрывают уши. Поэтому говорить о реплике не приходится.
Портреты Агриппины Младшей, имеющие, видимо, больше сходства с дижонской головой, тоже изображают другое лицо; действительно, ни на одном из четырех иконографических типов Агриппины нет маленькой короны из локонов вокруг лица173. По правде говоря, единственный иконографический тип, который действительно соответствует рассматриваемому здесь, обнаруживается на портретах, которые Д. Бошунг недавно идентифицировал как Мессалину на основании сопоставления с женщиной, изображенной на Парижской камее174: С. Вуд недавно предположила, что на ней мы видим Агриппину Младшую и Нерона175, но Д. Бошунг склонен считать, что это Мессалина и Британник, так как иконография Агриппины хорошо известна и не соответствует изображенному здесь типу. Соответствующие скульптурные портреты, в число которых входит голова из Провиденса176, действительно имеют такую же прическу, как и дижонская голова. Итак, именно эту идентификацию я здесь сохраняю, со всеми оговорками, обусловленными отсутствием надежных монетных ориентиров для этой императрицы177.
Ф. Керель считает, что этот портрет происходит с форума Алезии, так как был обнаружен рядом178, и входил в состав более крупной группы представителей династии Юлиев-Клавдиев; она могла включать по меньшей мере портрет императора Клавдия и, возможно, изображение Британника. Если идентификация портрета верна, то он может датироваться 39—
ПРИМЕЧАНИЯ:
164F. Queyrel. «Une princesse julio-claudienne à Alésia», RAE, 44, 1993, с. 412. 165Там же, с. 411—© 2012 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.