Квинт Лабиен Парфянский.
Кремона, Городской музей Ала Понцоне.
Квинт Лабиен Парфянский, император.
Конечные S номена и когномена написаны над последними буквами соотв. строк. Разделительные знаки имеют треугольную форму. Высота букв от 9 до 12 мм. Канавки шириной 1 мм, клиновидные в сечении.
…Что же касается надписи, читаемой на внутренней опоре бюста, то она не отличается от таковой на монетах с изображением головы Лабиена Парфянского, отчеканенных на последнем этапе войны между республиканской партией и триумвирами.
Существуют золотые денарии, выпущенные после битвы при Филиппах между 41 и 39 гг. до н. э., во время его кампании в Сирии и Малой Азии, и, без сомнения, предназначавшиеся для выплат римским легионам. На аверсе можно видеть портрет самого Лабиена, в чем она сходна с монетами триумвиров и Брута1. Легенда монеты представлена надписью, абсолютно идентичной надписи на кремонском бюсте: Q LABIENVS PARTHICVS IMP (с такими же разделительными знаками — прим. перев.)… На монете у Лабиена густые вьющиеся волосы, нос с горбинкой в верхней и изгибом вниз в нижней части, впалые щеки. Портрет на монете выполнен в эллинистической традиции и близок к кремонскому портрету не столько физиономически, сколько стилистически.
L’Albizatti считает бюст аутентичным. Соображения, по которым он исключает фальсификацию, таковы: прежде всего, на протяжении всей построманской эпохи только высокоученый человек мог знать о существовании редчайшего денария, с которого он мог бы скопировать как портрет, так и надпись2; кроме того, скульптурное изображение личности, имевшей явно вторичное историческое значение, и известной лишь узкому кругу специалистов, вряд ли имело бы существенную ценность.
Если даже допустить возможность фальсификации (предположив, что надпись на бюсте, расположенная в крайне необычном месте, была все же скопирована с монеты, которую было чрезвычайно трудно достать, а малоизвестность персонажа, по мнению эрудированного фальсификатора, должна была придать особую ценность портрету), то следует признать, что надпись должна была быть выполнена более аккуратно, в то время как она сделана слишком грубо и поспешно для работы, которую намеревались продать за хорошую цену.
Хотя я не могу вспомнить другого примера, когда бюст был бы подписан на опорном элементе с обратной стороны, технические и прочие особенности надписи не позволяют окончательно высказаться о ее аутентичности.
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:
1 Фраза явно заимствована из каталога римских республиканских монет Британского музея (1910 г.), где она звучит так: «На аверсе приведен портрет самого Лабиена, который следовал в этом примеру не только триумвиров, но и Брута, своего бывшего генерала».
2 К началу XX в. золотой денарий Лабиена был известен лишь в двух экземплярах: один — в Британском музее, другой — в нумизматическом кабинете в Париже. В настоящее время насчитывается пять экземпляров этой монеты.
Источник: Carla Compostella. Un gruppo di sculture marmoree di eta romana nel Museo Civico di Cremona. Firenze, 1985. С. 75—
© 2012 г. Пер. с итал. и примечания: И. А. Шурыгин.