IV—II вв. до н. э.
Диаметр 21 см.Инв. № Арт. 75.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский
Зеркало с изображением Сциллы.
IV—II вв. до н. э.
Диаметр 21 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Фигурное украшение крышки исполнено в высоком рельефе. Изображен бой морского чудовища Сциллы с юношей-спутником Одиссея. Сцилла, фигура которой помещена в центре композиции и занимает в ней главное место, представлена в образе женщины с крыльями за спиной и длинным рыбьим хвостом вместо ног. Нижняя часть туловища Сциллы опоясана веерообразной оборкой с гребнем, из-под которой как бы выскакивают две обращенные в противоположные стороны собаки. Правая рука Сциллы, держащая весло, поднята кверху для нанесения удара, левой рукой она схватила юношу за волосы; локоны Сциллы развеваются по ветру, крылья подняты и распростерты, покрытый чешуей огромный хвост, заканчивающийся плавником, согнут в дугу. Юноша, фигура которого почти целиком утрачена, был, видимо, представлен тщетно пытавшимся ускользнуть от беспощадного противника. Нижнюю часть рельефа занимает изображение морских волн, переданных в виде набегающих друг на друга завитков.
Техника изготовления зеркала довольно сложная. Диск отлит в форме и доработан на токарном станке. Крышка выкована от руки. Рельеф выбит по модели, и выпуклые его части залиты свинцом. Некоторые детали рельефа (локоны Сциллы, плавник, морские волны) пройдены резцом; другие детали (чешуя на хвосте, кружки на крыльях и оборке) исполнены штамповкой. Рельеф был припаян к крышке. Следов позолоты, отмеченных Стефани, в настоящее время не наблюдается.
Зеркало из Артюховского кургана принадлежит к типу зеркал, возникшему в IV в. и очень распространенному в эпоху эллинизма344. В литературе неоднократно отмечалось, что рельеф его крышки тематически и композиционно тесно связан с бронзовым зеркалом из Эретрии345 и бронзовой пластиной из Додоны346. Проведенный З. А. Билимович сравнительный стилистический анализ этих рельефов, а также эллинистического резного камня с той же композицией347 убедительно показал, что рельеф зеркала из Артюховского кургана, вероятно, восходит еще к IV в. З. А. Билимович удалось доказать вторичное использование рельефного украшения его крышки, поскольку рельеф, изображающий Сциллу, первоначально предназначался для какого-то другого изделия большего размера, чем с. 90 крышка зеркала Артюховского кургана. Таким образом, отнесение рельефа нашего зеркала ко времени значительно более раннему, чем предлагаемая нами дата Артюховского кургана, не противоречит новой датировке всего комплекса кургана и в то же время это интересный пример бережного сохранения в местной общественной среде Боспора выдающегося произведения эллинистического художественного ремесла.
343Арт. 75. Гробница II. Издана: ОАК за 1880 г. Спб., 1882, табл. III, 13, с. 19, № 65, с. 80; Reinach S. Répertoire des reliefs, Paris, 1912, vol. 3, № 495. В последнее время зеркало было основательно исследовано З. А. Билимович (см.: Билимович З. А. Зеркало из Артюховского кургана). Диаметр 0,21 м. Судя по печатному отчету о раскопках, зеркало было испорчено окисью металла (см. подробное описание повреждений зеркала в указанной статье З. А. Билимович, с. 139). 344См.: Züchner W. Griechische Klappspiegel. Berlin. 1942, S. 56. 345AA. 1894, S. 118, Nr. 14, Abb. 15 (A. Furtwängler); Züchner «W. Op. cit., S. 57, Abb. 120. 346Carapanos C. Dodone et ses mines. Paris, 1878, pl. XVIII, № 1; Neugebauer K. A. Zeus von Dodona. — JdI, 1934, Abb. 12. 347Furtwängler, A. G., Taf. XXXII, 45.Текст: музейная подпись.
© 1979 г. Описание: Максимова М. И. Артюховский курган. Ленинград, Искусство, 1979. С. 89—90, кат. № 1.