Зеркало с изображением Сциллы
Бронза.
IV—II вв. до н. э.
Диаметр 21 см.
Инв. № Арт. 75.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский

Зеркало с изображением Сциллы.

Бронза.
IV—II вв. до н. э.
Диаметр 21 см.
Инв. № Арт. 75.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Таман­ский полу­ост­ров, Артю­хов­ский кур­ган. Поступ­ле­ние в 1878—1880 гг. из рас­ко­пок Н. П. Кон­да­ко­ва, В. Г. Тизен­гау­зе­на, С. И. Вереб­рю­со­ва.

Описание:
1. Круг­лое зер­ка­ло с крыш­кой, укра­шен­ной изо­бра­же­ни­ем Сцил­лы (рис. на с. 31)343. Зер­ка­ло име­ет фор­му слег­ка выпук­ло­го дис­ка с ото­гну­ты­ми кра­я­ми. Лице­вая сто­ро­на зер­ка­ла отпо­ли­ро­ва­на, на обо­ро­те оно укра­ше­но гра­ви­ро­ван­ны­ми кон­цен­три­че­ски­ми кру­га­ми. Крыш­ка выко­ва­на из тон­ко­го брон­зо­во­го листа. Она при­креп­ля­лась к зер­ка­лу при помо­щи шар­ни­ра, поме­щаю­ще­го­ся над голо­вой Сцил­лы.

Фигур­ное укра­ше­ние крыш­ки испол­не­но в высо­ком релье­фе. Изо­бра­жен бой мор­ско­го чудо­ви­ща Сцил­лы с юно­шей-спут­ни­ком Одис­сея. Сцил­ла, фигу­ра кото­рой поме­ще­на в цен­тре ком­по­зи­ции и зани­ма­ет в ней глав­ное место, пред­став­ле­на в обра­зе жен­щи­ны с кры­лья­ми за спи­ной и длин­ным рыбьим хво­стом вме­сто ног. Ниж­няя часть туло­ви­ща Сцил­лы опо­я­са­на вее­ро­об­раз­ной обор­кой с греб­нем, из-под кото­рой как бы выска­ки­ва­ют две обра­щен­ные в про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны соба­ки. Пра­вая рука Сцил­лы, дер­жа­щая вес­ло, под­ня­та квер­ху для нане­се­ния уда­ра, левой рукой она схва­ти­ла юно­шу за воло­сы; локо­ны Сцил­лы раз­ве­ва­ют­ся по вет­ру, кры­лья под­ня­ты и рас­про­стер­ты, пок­ры­тый чешу­ей огром­ный хвост, закан­чи­ваю­щий­ся плав­ни­ком, согнут в дугу. Юно­ша, фигу­ра кото­ро­го почти цели­ком утра­че­на, был, види­мо, пред­став­лен тщет­но пытав­шим­ся ускольз­нуть от бес­по­щад­но­го про­тив­ни­ка. Ниж­нюю часть релье­фа зани­ма­ет изо­бра­же­ние мор­ских волн, пере­дан­ных в виде набе­гаю­щих друг на дру­га завит­ков.

Тех­ни­ка изготов­ле­ния зер­ка­ла доволь­но слож­ная. Диск отлит в фор­ме и дора­ботан на токар­ном стан­ке. Крыш­ка выко­ва­на от руки. Рельеф выбит по моде­ли, и выпук­лые его части зали­ты свин­цом. Неко­то­рые дета­ли релье­фа (локо­ны Сцил­лы, плав­ник, мор­ские вол­ны) прой­де­ны рез­цом; дру­гие дета­ли (чешуя на хво­сте, круж­ки на кры­льях и обор­ке) испол­не­ны штам­пов­кой. Рельеф был при­па­ян к крыш­ке. Сле­дов позо­лоты, отме­чен­ных Сте­фа­ни, в насто­я­щее вре­мя не наблюда­ет­ся.

Зер­ка­ло из Артю­хов­ско­го кур­га­на при­над­ле­жит к типу зер­кал, воз­ник­ше­му в IV в. и очень рас­про­стра­нен­но­му в эпо­ху элли­низ­ма344. В лите­ра­ту­ре неод­но­крат­но отме­ча­лось, что рельеф его крыш­ки тема­ти­че­ски и ком­по­зи­ци­он­но тес­но свя­зан с брон­зо­вым зер­ка­лом из Эре­трии345 и брон­зо­вой пла­сти­ной из Додо­ны346. Про­веден­ный З. А. Били­мо­вич срав­ни­тель­ный сти­ли­сти­че­ский ана­лиз этих релье­фов, а так­же элли­ни­сти­че­ско­го рез­но­го кам­ня с той же ком­по­зи­ци­ей347 убеди­тель­но пока­зал, что рельеф зер­ка­ла из Артю­хов­ско­го кур­га­на, веро­ят­но, вос­хо­дит еще к IV в. З. А. Били­мо­вич уда­лось дока­зать вто­рич­ное исполь­зо­ва­ние рельеф­но­го укра­ше­ния его крыш­ки, посколь­ку рельеф, изо­бра­жаю­щий Сцил­лу, пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­чал­ся для како­го-то дру­го­го изде­лия боль­ше­го раз­ме­ра, чем с. 90 крыш­ка зер­ка­ла Артю­хов­ско­го кур­га­на. Таким обра­зом, отне­се­ние релье­фа наше­го зер­ка­ла ко вре­ме­ни зна­чи­тель­но более ран­не­му, чем пред­ла­гае­мая нами дата Артю­хов­ско­го кур­га­на, не про­ти­во­ре­чит новой дати­ров­ке все­го ком­плек­са кур­га­на и в то же вре­мя это инте­рес­ный при­мер береж­но­го сох­ра­не­ния в мест­ной обще­ст­вен­ной среде Бос­по­ра выдаю­ще­го­ся про­из­веде­ния элли­ни­сти­че­ско­го худо­же­ст­вен­но­го ремес­ла.

343Арт. 75. Гроб­ни­ца II. Изда­на: ОАК за 1880 г. Спб., 1882, табл. III, 13, с. 19, № 65, с. 80; Reinach S. Répertoire des reliefs, Paris, 1912, vol. 3, № 495. В послед­нее вре­мя зер­ка­ло было осно­ва­тель­но иссле­до­ва­но З. А. Били­мо­вич (см.: Били­мо­вич З. А. Зер­ка­ло из Артю­хов­ско­го кур­га­на). Диа­метр 0,21 м. Судя по печат­но­му отче­ту о рас­коп­ках, зер­ка­ло было испор­че­но оки­сью метал­ла (см. подроб­ное опи­са­ние повреж­де­ний зер­ка­ла в ука­зан­ной ста­тье З. А. Били­мо­вич, с. 139).

344См.: Züchner W. Griechische Klappspiegel. Berlin. 1942, S. 56.

345AA. 1894, S. 118, Nr. 14, Abb. 15 (A. Furtwängler); Züchner «W. Op. cit., S. 57, Abb. 120.

346Carapanos C. Dodone et ses mines. Paris, 1878, pl. XVIII, № 1; Neugebauer K. A. Zeus von Dodona. — JdI, 1934, Abb. 12.

347Furtwängler, A. G., Taf. XXXII, 45.

Источники:
(сс) 2012 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись.
© 1979 г. Описание: Максимова М. И. Артюховский курган. Ленинград, Искусство, 1979. С. 89—90, кат. № 1.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca торевтика чеканка греческое греческий причерноморье морское чудовище чудище скилла сцилла monstrum marinum scylla зеркало зеркала юноша юноши бронза корабельный руль кормило весло весла тиснение металлопластика тисненое рельефное изображение тисненный тисненый рельеф на металле из артюховского кургана артюховский курган волна волны инв № арт. 75