Вотивный рельеф с Деметрой и Персефоной
Мрамор.
V в. до н. э.
Длина 36 см.
Инв. № ПАН 160.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский

Вотивный рельеф с Деметрой и Персефоной.

Мрамор.
V в. до н. э.
Длина 36 см.
Инв. № ПАН 160.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил в 1854 г. из Исто­ри­ко-архео­ло­ги­че­ско­го музея в Кер­чи. Най­ден при рас­коп­ках в Кер­чи в 1851 г.

Описание:

69. Посвя­ти­тель­ный рельеф — Демет­ра и Пер­се­фо­на.

Инв. № ПАН 160. Дли­на 0,36. Мра­мор. Посту­пил в 1854 г. из Исто­ри­ко-архео­ло­ги­че­ско­го музея в Кер­чи. Най­ден при рас­коп­ках в Кер­чи в 1851 г.

Сохран­ность: оббит по кра­ям. Сби­та верх­няя часть голо­вы Демет­ры. Ско­лы на лицах и высту­паю­щих частях релье­фа.

Пря­мо­уголь­ная пли­та релье­фа име­ет сле­ва и сни­зу хоро­шо обра­ботан­ные высту­пы для креп­ле­ния.

В левой части на сво­бод­ном фоне чет­ко выри­со­вы­ва­ют­ся две фигу­ры богинь. Демет­ра сидит в про­филь на сиде­нии1, пок­ры­том дра­пи­ров­кой. На ней под­по­я­сан­ный хитон. Левой рукой она под­дер­жи­ва­ет край одеж­ды, пра­вая сво­бод­но опу­ще­на. Перед ней, в фас к зри­те­лю, сто­ит Пер­се­фо­на, пра­вой рукой обни­мая за шею Демет­ру. На Пер­се­фоне хитон и плащ, оку­ты­ваю­щий ниж­нюю часть фигу­ры и спа­даю­щий сле­ва живо­пис­ны­ми сво­бод­ны­ми склад­ка­ми. В руке она дер­жит факел. Напро­тив Пер­се­фо­ны на фоне пиляст­ры сто­ит в про­филь боро­да­тый муж­чи­на в хла­миде с посо­хом в руке, левой рукой он при­дер­жи­ва­ет длин­ный, похо­жий на вес­ло пред­мет. За ним два заку­тан­ных в пла­щи ребен­ка-адо­ран­та с ана­ло­гич­ны­ми пред­ме­та­ми на пле­чах. Х. Принг­схейм счи­та­ет, что эти пред­ме­ты явля­ют­ся сти­ли­зо­ван­ны­ми связ­ка­ми веток, кото­рые, по-раз­но­му трак­то­ван­ные, часто встре­ча­ют­ся на памят­ни­ках изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства, свя­зан­ных с элев­син­ски­ми мисте­ри­я­ми2. Замы­ка­ет ком­по­зи­цию юно­ша в пла­ще, зак­ры­ваю­щем ниж­нюю часть фигу­ры. В пра­вой руке его опу­щен­ный факел, в левой — вес­ло­об­раз­ный пред­мет.

Рельеф пре­вос­ход­ной гре­че­ской, веро­ят­но атти­че­ской, работы послед­ней тре­ти V в. до н. э.

Ком­по­зи­ция одно­пла­но­вая, несмот­ря на то, что фигу­ра Пер­се­фо­ны частич­но пере­кры­ва­ет­ся сидя­щей Демет­рой. Введен­ный архи­тек­тур­ный эле­мент — пиляст­ра — не созда­ет впе­чат­ле­ния глу­би­ны, он лишь отде­ля­ет фигу­ры божеств от адо­ран­тов. Осо­бое зна­че­ние их под­чер­ки­ва­ет­ся так­же сво­бод­ным фоном, на кото­ром чет­ко чита­ют­ся выра­зи­тель­ные силу­эты. Выде­ля­ют­ся они и ростом. Не толь­ко сидя­щая Демет­ра, но и сто­я­щая Пер­се­фо­на зна­чи­тель­но выше осталь­ных фигур сце­ны.

Стиль и даже ком­по­зи­ция отдель­ных фигур необы­чай­но близ­ки Пана­фи­ней­ско­му фри­зу, осо­бен­но Демет­ра, юно­ша, дети.

А. Пеш­лов-Бин­до­кат дати­ру­ет эрми­таж­ный рельеф кон­цом V в. до н. э. Нам кажет­ся, что его мож­но счи­тать бли­же сто­я­щим ко вре­ме­ни Пар­фе­но­на. Сво­бод­ное раз­ме­ще­ние фигур на фоне, с. 155 стро­гость и сдер­жан­ность поз и дви­же­ний свиде­тель­ст­ву­ют в поль­зу более ран­ней дати­ров­ки.

Рельеф при­над­ле­жит к чис­лу ред­ких для Север­но­го При­чер­но­мо­рья и, в част­но­сти, Бос­по­ра мра­мор­ных мону­мен­таль­ных памят­ни­ков, свя­зан­ных с элев­син­ски­ми мисте­ри­я­ми. Хоро­шо извест­но, насколь­ко широ­ко был рас­про­стра­нен на Бос­по­ре культ Демет­ры и как вели­ко коли­че­ство про­из­веде­ний, так или ина­че отра­жаю­щих этот культ. Но мра­мор­ный рельеф с изо­бра­же­ни­ем про­цес­сии явля­ет­ся уни­каль­ным.

Лите­ра­ту­ра: Опи­са­ние вещей, откры­тых при архео­ло­ги­че­ских изыс­ка­ни­ях 1858 года в окрест­но­стях Кер­чи. ОИАК за 1859 г., Спб., 1862, с. 34; Antiquités du Bosphore Cimmérien. Paris, 1892, фрон­тис­пис; Pringsheim H. G. Archäologische Beiträge zur Geschichte des eleusinischen Kults. München, 1905, Nr. 11, S. 17; Peschlow-Bindokat A. Demeter und Persephone in der Attischen Kunst des 6. bis 4. Jahrhunderts. — JdI, 1972, 87, Nr. 1212, Abb. 39, S. 116, 151.

1См.: Peschlow-Bindokat A. Op. cit., S. 116, Anm. 220.

2Pringsheim H. G. Op. cit., S. 18.

Источники:
(сс) 2012 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1986 г. Текст: Саверкина И. И. Греческая скульптура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Каталог. Ленинград, «Искусство», 1986. Кат. № 69, с. 154—155.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие рельеф мифология mythologia graeca богиня деметра деметры dea demeter персефона персефоны persephone kore kora core мраморный вотивный посвятительный с деметрой и персефоной связки веток веслообразный предмет женская мужская одежда хламида хитон плащ мужчина ребенок мальчик посвящающий адорант трон опущенный факел инв № пан 160