V в. до н. э.
Длина 36 см.Инв. № ПАН 160.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский
Вотивный рельеф с Деметрой и Персефоной.
V в. до н. э.
Длина 36 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
69. Посвятительный рельеф — Деметра и Персефона.
Инв. № ПАН 160. Длина 0,36. Мрамор. Поступил в 1854 г. из Историко-археологического музея в Керчи. Найден при раскопках в Керчи в 1851 г.
Сохранность: оббит по краям. Сбита верхняя часть головы Деметры. Сколы на лицах и выступающих частях рельефа.
Прямоугольная плита рельефа имеет слева и снизу хорошо обработанные выступы для крепления.
В левой части на свободном фоне четко вырисовываются две фигуры богинь. Деметра сидит в профиль на сидении1, покрытом драпировкой. На ней подпоясанный хитон. Левой рукой она поддерживает край одежды, правая свободно опущена. Перед ней, в фас к зрителю, стоит Персефона, правой рукой обнимая за шею Деметру. На Персефоне хитон и плащ, окутывающий нижнюю часть фигуры и спадающий слева живописными свободными складками. В руке она держит факел. Напротив Персефоны на фоне пилястры стоит в профиль бородатый мужчина в хламиде с посохом в руке, левой рукой он придерживает длинный, похожий на весло предмет. За ним два закутанных в плащи ребенка-адоранта с аналогичными предметами на плечах. Х. Прингсхейм считает, что эти предметы являются стилизованными связками веток, которые, по-разному трактованные, часто встречаются на памятниках изобразительного искусства, связанных с элевсинскими мистериями2. Замыкает композицию юноша в плаще, закрывающем нижнюю часть фигуры. В правой руке его опущенный факел, в левой — веслообразный предмет.
Рельеф превосходной греческой, вероятно аттической, работы последней трети V в. до н. э.
Композиция одноплановая, несмотря на то, что фигура Персефоны частично перекрывается сидящей Деметрой. Введенный архитектурный элемент — пилястра — не создает впечатления глубины, он лишь отделяет фигуры божеств от адорантов. Особое значение их подчеркивается также свободным фоном, на котором четко читаются выразительные силуэты. Выделяются они и ростом. Не только сидящая Деметра, но и стоящая Персефона значительно выше остальных фигур сцены.
Стиль и даже композиция отдельных фигур необычайно близки Панафинейскому фризу, особенно Деметра, юноша, дети.
А. Пешлов-Биндокат датирует эрмитажный рельеф концом V в. до н. э. Нам кажется, что его можно считать ближе стоящим ко времени Парфенона. Свободное размещение фигур на фоне, с. 155 строгость и сдержанность поз и движений свидетельствуют в пользу более ранней датировки.
Рельеф принадлежит к числу редких для Северного Причерноморья и, в частности, Боспора мраморных монументальных памятников, связанных с элевсинскими мистериями. Хорошо известно, насколько широко был распространен на Боспоре культ Деметры и как велико количество произведений, так или иначе отражающих этот культ. Но мраморный рельеф с изображением процессии является уникальным.
Литература: Описание вещей, открытых при археологических изысканиях 1858 года в окрестностях Керчи. ОИАК за 1859 г., Спб., 1862, с. 34; Antiquités du Bosphore Cimmérien. Paris, 1892, фронтиспис; Pringsheim
© 1986 г. Текст: Саверкина И. И. Греческая скульптура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Каталог. Ленинград, «Искусство», 1986. Кат. № 69, с. 154—155.