Кольцо, украшенное камеей с изображением сатира и нимфы
Золото, сердолик, оникс. Ок. 50 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Вес 10,08 г, гнездо под камею 3,25 × 2,27 см.
Инв. №№ Misc. 7066 / FG 11067.Берлин, Государственные музеи, Старый музей

Кольцо, украшенное камеей с изображением сатира и нимфы.

Золото, сердолик, оникс. Ок. 50 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Вес 10,08 г, гнездо под камею 3,25 × 2,27 см.
Инв. №№ Misc. 7066 / FG 11067.

Берлин, Государственные музеи, Старый музей.

Происхождение:
Най­де­но в Пете­шье (совр. Тура­ния), к севе­ру от Рима, в 1875 г. При­об­ре­те­но в Риме в 1876 г.

Описание:

50. Два коль­ца из кла­да Пете­шьи.

Позд­ний элли­низм — рим­ское вре­мя, ок. 50 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Най­де­ны в Пете­шье (Petescia), совр. Тура­ния, в севе­ру от Рима, в 1875 г.
Инв. №№ Misc. 7051 и Misc. 7066 = FG 11067. При­об­ре­те­ны при посред­ни­че­стве Хель­би­га в Риме в 1876 г.
Сек­ция 8. 15, 15 и 13.

Клад из Пете­шьи, най­ден­ный в деревне в умбрий­ско-сабин­ских горах, был важ­ней­шим при­об­ре­те­ни­ем XIX в. для юве­лир­ной кол­лек­ции Бер­лин­ско­го анти­ква­ри­ума. В реест­ре поступ­ле­ния за май 1876 г. пере­чис­ле­но 38 пред­ме­тов (инв. №№ Misc. 7041—7078). Шесть пар­ных брас­ле­тов, два отдель­ных брас­ле­та и пара тор­ков — все эти 16 золотых пред­ме­тов, весив­шие более 3 кг, в 1946/1947 г. были укра­де­ны из зам­ка Цел­ле; рисун­ки, сде­лан­ные В. Хель­би­гом в Риме в мар­те 1876 г. и хра­ня­щи­е­ся сего­дня в Немец­ком архео­ло­ги­че­ском инсти­ту­те в Риме, пере­да­ли худо­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние и фор­му этих колец точ­нее, чем дово­ен­ные фото­гра­фии (см. фор­за­цы этой кни­ги). Золо­той лав­ро­вый венок и 13 золотых колец с каме­я­ми, гем­ма­ми или гра­не­ны­ми кам­ня­ми — аква­ма­ри­на­ми, изу­мруда­ми, гра­на­та­ми и хри­зо­ли­та­ми — сох­ра­ни­лись, так же как золо­той пер­стень, сереб­ря­ный брас­лет, сереб­ря­ная голо­ва под­ло­кот­ни­ка (fulcrum), два фраг­мен­тар­ных сереб­ря­ных сосуда с остат­ка­ми укра­ше­ния с эрота­ми, сереб­ря­ная шка­тул­ка в фор­ме рако­ви­ны, сереб­ря­ная под­вес­ка в виде лягуш­ки, а так­же два неболь­ших пред­ме­та из янта­ря.

Мас­сив­ный золо­той пер­стень был отлит и затем обра­ботан (внеш­ний диа­метр, без голо­вы: 1,7 × 2,17 см; внут­рен­ний диа­метр: 1,3 × 1,6 см; гнездо: 1,55 × 1,24 см; вес: 14 г). Коль­цо, закруг­лен­ное сна­ру­жи, при­плюс­ну­тое внут­ри, рас­ши­ря­ет­ся к пле­чам; в плос­кий овал верх­ней части встав­лен отли­тый отдель­но и доволь­но рельеф­ный диск с бюстом Юпи­те­ра. Пол­но­стью обра­ботан­ная голо­ва пред­став­ле­на в три чет­вер­ти и соглас­но элли­ни­сти­че­ской тра­ди­ции име­ет длин­ные вол­ни­стые локо­ны, навис­шую бровь, глу­бо­ко поса­жен­ные гла­за и густую боро­ду; грудь зад­ра­пи­ро­ва­на. Наи­бо­лее близ­кие ана­ло­ги — позд­не­эл­ли­ни­сти­че­ские перст­ни из Егип­та в золо­те и мра­мо­ре, укра­шен­ные бюста­ми Сера­пи­са.

Боль­шой пер­стень, укра­шен­ный сер­до­ли­ком и оник­сом — един­ст­вен­ный из 13 колец кла­да из Пете­шьи, доста­точ­но боль­шой для муж­ско­го паль­ца (внеш­ний диа­метр: 2,53 × 3,4 см, внут­рен­ний: 1,8 × 2,35 см, гнездо: 3,25 × 2,27 см, вес: 10,08 г). На оваль­ной камее в низ­ком релье­фе изо­бра­же­на груп­па из сати­ра и ним­фы, где крас­ный сер­до­лик кон­тра­сти­ру­ет с молоч­но-белым фоном. Моло­дой сатир с заост­рен­ны­ми уша­ми сидит анфас, с рас­став­лен­ны­ми нога­ми, на ска­ле, засте­лен­ной шку­рой живот­но­го, и тянет за край одеж­ды ним­фу, тан­цу­ю­щую перед ним. При этом он пока­зы­ва­ет зри­те­лю вос­хи­ти­тель­ный вид обна­жен­ной фигу­ры сза­ди под тон­чай­шей одеж­дой. Ним­фа вскиды­ва­ет пра­вую руку вверх, пово­ра­чи­ва­ет свою пре­крас­но уло­жен­ную голо­ву к парт­не­ру и опус­ка­ет левую руку к сво­ей одеж­де пря­мо над его эре­ги­ро­ван­ным чле­ном. Сатир поста­вил пра­вую ногу на тре­щот­ку, в то вре­мя, как левой, кажет­ся, отби­ва­ет ритм. Несмот­ря на дина­мич­ность, груп­па с. 85 пол­но­стью ори­ен­ти­ро­ва­на на зри­те­ля, эро­ти­че­ская игра направ­ле­на на вуай­е­ри­ста, а сами акте­ры цели­ком пог­ло­ще­ны собой. — Камея, с ее удли­нен­ным кам­нем, ее груп­по­вой ком­по­зи­ци­ей, вос­хо­дя­щей к элли­ни­сти­че­ским скульп­тур­ным моде­лям, с ее совер­шен­ной и изящ­ной обра­бот­кой, рав­но как и ее мас­сив­ное коль­цо поз­во­ля­ют дати­ро­вать пер­стень при­бли­зи­тель­но середи­ной I в. до н. э.

Это коль­цо, самое круп­ное после коль­ца с каме­ей Меду­зы, отно­сит­ся к самым ран­ним пред­ме­там кла­да из Пете­шьи; оже­ре­лья и брас­ле­ты, основ­ная часть перст­ней (вклю­чая камею из сер­до­ли­ка с порт­ре­том импе­ра­три­цы Ливии), золо­той венок и сереб­ря­ные сосуды были созда­ны в авгу­стов­ский или ран­не­ти­бе­ри­ев­ский пери­од.

Одна толь­ко огром­ная сто­и­мость чисто­го золота, кото­рое исполь­зо­ва­лось для (утра­чен­ных) оже­ре­лий и брас­ле­тов, дра­го­цен­ные кам­ни осо­бой чистоты, а так­же пер­во­класс­ное мастер­ство, с кото­рым они были созда­ны, ука­зы­ва­ет на импер­ско­го заказ­чи­ка, хотя каче­ство сереб­ря­ных пред­ме­тов и не тако­го высо­ко­го уров­ня.

Пуб­ли­ка­ции: Greifenhagen I 77 ff., pl. 58,7+9, pl. 59,6 и 59,4, цвет­ная илл. VII, 3; Antikenmuseum 1988, 355, Case 24,1b, №№ 16 и 23; L. Pirzio Biroli Stefanelli, L’oro dei Romani (1992) 23, figs. 11-13, 231, №№ 10 и 12; T. Springer, “Ein Hort von Dona Militaria”, in: Acta Praeh. et Arch. 25, 1993, 265 ff.; G. Platz-Horster, in: Archäologischer Kalender 1998, Verlag Philipp von Zabern Mainz, 25. Mai — 7. Juni 1998; G. Alvino, “Turania”, in: с. 87 La Valle del Turano sulle tracce dell’antico (Rieti 1999) 19 f., илл. 3 и 7.

О наход­ке в целом и обсто­я­тель­ствах, свя­зан­ных с ее при­об­ре­те­ни­ем, см.: G. Platz-Horster, “Der Schatzfund von Petescia”, in: Prospettiva, In memoria di Mauro Cristofani, ed. B. Adembri (Rome, in press).

О коль­це Юпи­те­ра ср.: E. Vernier, Cat. Général des Ant. Égyptiennes du Musée du Caire. Bijoux et Orfèvreries vols. I—II (1907-09) 105, No. 52296, pl. 26 (золо­тое коль­цо). Götter und Pharaonen, Exhibition Essen 1978, No. 153 (вотив­ное коль­цо из мра­мо­ра). B. Nardelli, I cammei del Museo Archeologico Nazionale di Venezia (Roma 1999) 31, No. 3 (хал­цедо­но­вая камея): нач. I в. н. э., см. так­же обзор G. Platz-Horster, in: Gnomon 74, 2002, 58 f.

О коль­це с сати­ром и ним­фой см: O. M. Dalton, Cat. of the Engraved Gems of the Post-Classical Periods, British Museum London (1915) 21, pl. VII, 133. В 1815 г. была при­об­ре­те­на камея из оник­са, изготов­лен­ная, как сооб­ща­ет­ся, в XVI в. и под­пи­сан­ная CΟCΤΡΑΤ, то есть «Sostratos»; дол­жен был суще­ст­во­вать антич­ный обра­зец, сов­па­даю­щий ком­по­зи­ци­он­но с най­ден­ным в Пете­шье в 1875 г.


Источники:
© 2002 г. Фото, текст: Platz-Horster G. Ancient gold jewellery: Altes Museum. A selection from the permanent exhibition. Philipp von Zabern, Mainz, 2002, с. 84—87, кат. № 50.
© 2012 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma украшения греческая мифология mythologia graeca нимфа нимфы nympha сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus римская римский римское римские камея камеи кольцо итифаллический сердолик оникс золото золотые ювелирные золотое ювелирное украшение перстень менада менады эротика эротическая сцена инв № misc. 7066 fg 11067