350 × 238 см.Инв. № S 809.Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница Фото: И. А. Шурыгин
Милосердие императора. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
350 × 238 см.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.
Реконструированные в XVI в. правая рука и нога императора выступают за пределы рельефа, тогда как в оригинале они должны были находиться ближе к лошади, о чем свидетельствуют остатки маленьких мраморных мостиков. Правая ладонь исходно была обращена вверх как знак приветствия и выражение доброй воли в отношении варваров; теперь же она развернута вниз как у бронзовой конной статуи Марка Аврелия, перемещенной на Капитолийскую площадь в 1538 г. Даже голова лошади, реконструированная выше нижней челюсти, очень напоминает лошадь бронзовой статуи. Лошадиная морда чересчур сильно выступает из рельефа и слишком развернута на зрителя по сравнению с тем, как она должна была выглядеть в римском оригинале.
Еще сильнее изменено положение правой ноги лошади. В оригинале она была лишь слегка согнута, но не поднята в воздух. Это не ошибки реставратора, а преднамеренные изменения: следы мраморных мостиков на заднем плане и основании, по которым любой скульптор мог бы восстановить оригинал, были полностью стесаны. Все это свидетельствует об убежденности Бескапе в том, что он улучшает античную работу, делая жесты более выразительными, и придает больше торжественности и героизма римскому оригиналу.
© 2003 г. Janet Grossman. History of Restoration of Ancient Stone Sculptures. Getty Publications, 2003. P. 183—184.
© 2012 г. Пер. с англ.: И. А. Шурыгин.