Милосердие императора. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
350 × 238 см.
Инв. № S 809.Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница Фото: И. А. Шурыгин

Милосердие императора. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).

Мрамор. 177—180 гг. н. э.
350 × 238 см.
Инв. № S 809.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.

Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, пер­во­на­чаль­но рельеф являл­ся частью отдел­ки арки Мар­ка Авре­лия на Рим­ском фору­ме. В VI в. релье­фы арки были вмон­ти­ро­ва­ны в сте­ны церк­ви S. Martina на Фору­ме. В 1515 г. по рас­по­ря­же­нию папы Льва X релье­фы были пере­ме­ще­ны во двор palazzo dei Conservatori, а в 1572 г. были вмон­ти­ро­ва­ны в сте­ну лест­ни­цы это­го двор­ца, где и нахо­дят­ся поныне.

Описание:
В 1595 г. релье­фы глав­ной лест­ни­цы палац­цо Кон­сер­ва­то­ров были реста­ври­ро­ва­ны лом­бард­ским скуль­п­то­ром Руд­же­ро Бес­ка­пе. На одной лишь пане­ли «Мило­сер­дие» ему при­над­ле­жат не менее 35 мра­мор­ных вста­вок.

Рекон­струи­ро­ван­ные в XVI в. пра­вая рука и нога импе­ра­то­ра высту­па­ют за пре­де­лы релье­фа, тогда как в ори­ги­на­ле они долж­ны были нахо­дить­ся бли­же к лоша­ди, о чем свиде­тель­ст­ву­ют остат­ки малень­ких мра­мор­ных мости­ков. Пра­вая ладонь исход­но была обра­ще­на вверх как знак при­вет­ст­вия и выра­же­ние доб­рой воли в отно­ше­нии вар­ва­ров; теперь же она раз­вер­ну­та вниз как у брон­зо­вой кон­ной ста­туи Мар­ка Авре­лия, пере­ме­щен­ной на Капи­то­лий­скую пло­щадь в 1538 г. Даже голо­ва лоша­ди, рекон­струи­ро­ван­ная выше ниж­ней челю­сти, очень напо­ми­на­ет лошадь брон­зо­вой ста­туи. Лоша­ди­ная мор­да черес­чур силь­но высту­па­ет из релье­фа и слиш­ком раз­вер­ну­та на зри­те­ля по срав­не­нию с тем, как она долж­на была выглядеть в рим­ском ори­ги­на­ле.

Еще силь­нее изме­не­но поло­же­ние пра­вой ноги лоша­ди. В ори­ги­на­ле она была лишь слег­ка согну­та, но не под­ня­та в воздух. Это не ошиб­ки рестав­ра­то­ра, а пред­на­ме­рен­ные изме­не­ния: следы мра­мор­ных мости­ков на зад­нем плане и осно­ва­нии, по кото­рым любой скуль­п­тор мог бы вос­ста­но­вить ори­ги­нал, были пол­но­стью сте­са­ны. Все это свиде­тель­ст­ву­ет об убеж­ден­но­сти Бес­ка­пе в том, что он улуч­ша­ет антич­ную работу, делая жесты более выра­зи­тель­ны­ми, и при­да­ет боль­ше тор­же­ст­вен­но­сти и геро­из­ма рим­ско­му ори­ги­на­лу.

Janet Grossman

Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2003 г. Janet Grossman. History of Restoration of Ancient Stone Sculptures. Getty Publications, 2003. P. 183—184.
© 2012 г. Пер. с англ.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф римлянин имперский император марк аврелий марка аврелия imperator marcus aurelius арка арки в риме рим портрет портреты портретный портретная династия антонинов антонины мрамор милосердие clementia варвары тиберий клавдий помпеян инв № s 809