Общая высота 32 см, высота головы 24,5 см.Инв. № 30. 002.Тулуза, Музей Сен-Реймон
Портрет Агриппы. Тип «Габии».
Общая высота 32 см, высота головы 24,5 см.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
121. ПОРТРЕТ АГРИППЫ.
Тип «Габии»: 18—
Илл. 95.
Тулуза, музей Сен-Реймон, инв. № 30. 002.
Голова с соединительной вставкой.
Блестящий белый мелкозернистый мрамор.
Найдена в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гаска.
Размеры: общая высота 32 см, высота головы 24,5 см.
Vidi.
Библиография: Espérandieu, I, 528-1; L. Curtius, 1933, с. 222, илл. 32-2, 33-2; V. Poulsen, 1946, с. 8;
Сохранность: отсутствует только нос, который отбит; кроме того, щеки, область вокруг рта и края ушей имеют сколы. Соединительная вставка повреждена.
Описание: изображение строго фронтальное; лицо с решительной и крупной нижней челюстью производит необычайное впечатление силы. Верхние веки, тяжелые и складчатые, слегка прикрывают миндалевидные глазные яблоки. Лоб выглядит неспокойным: очень выпуклый в профиль, он пересечен глубокой выразительной морщиной.
В крупной нижней части лица господствует довольно сильно выступающий подбородок: мясистая нижняя губа выдается вперед. Что касается волос, то они короткие; в центральной части лба расположено несколько отдельных прядей, а по бокам можно предположить зарождающуюся лысину.
Работа превосходного качества: лицо исполнено замечательно, с огромным вниманием к плоскостным переходам, благодаря которому этот портрет действительно оживает.
Комментарий: Этот прекрасный портрет, легко опознаваемый по монетам, изображает Агриппу; он верно передает черты и типологию одного из самых знаменитых римских бюстов, с. 343 который происходит из Габий и хранится в Лувре344. Отличительным признаком этого типа служит выделенная в центре лба группа из четырех прядей, которая оставляет свободными углы лба; две средних пряди этой группы зачесаны вправо, тогда как две другие создают по бокам направляющие линии. Лицо тоже очень узнаваемо, особенно нависающие надбровные дуги и форма нижней части лица с немного выступающей нижней губой.
В настоящее время исследователи согласны в том, что создание типа «Габии» следует датировать примерно 18 г. до н. э., то есть, тем годом, когда, женившись на Юлии, дочери Августа (брак, устроенный императором в 21 г. до н. э. и красноречиво свидетельствующий о династических целях, которые он преследовал тогда, через четыре года после смерти Марцелла) и закончив войну с кантабрами, Агриппа получил исключительную власть: в июле ему были предоставлены трибунские полномочия и проконсульский империй на пять лет345. Эти полномочия сделали Агриппу первым настоящим «соправителем» принцепса, объединяющим в своем лице военную власть и династические перспективы; так был создан прецедент и внедрена система, которая послужила основой династической политики не только Августа, но и Тиберия; Ф. Юрле (F. Hurlet) великолепно проанализировал составляющие этой системы «соправления» с юридической, политической и военной точек зрения346; Агриппа, заняв место коллеги Августа, отправился тогда на Восток для продолжительной кампании.
Поэтому тип «Габии», представляющий единый образ первого помощника, а теперь и зятя принцепса до его смерти в 12 г. до н. э., отражает атмосферу первых лет принципата, и наличие его портрета среди группы статуй, явно имевшей династическое значение, ясно доказывает, что Агриппа вошел в императорскую семью в качестве «члена династии»347; действительно, между 18 и 12 гг. до н. э. Юлия родила пять детей, в том числе трех сыновей: Гая и Луция Цезарей, будущих «принцепсов молодежи», которых Август усыновил после рождения младшего, и Агриппу Постума, появившегося на свет лишь после смерти отца в 12 г. до н. э.
Конечно, было бы очень заманчиво связать посвящение портрета в Безье с поездкой Агриппы в Галлию в 20—
ПРИМЕЧАНИЯ:
344Париж, Лувр, инв. № Ma 1208. K. de Kersauson, 1986, № 22 с. 54—© 2012 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.