Портрет Агриппы. Тип «Габии».
Белый мелкозернистый мрамор. 18—12 гг. до н. э.
Общая высота 32 см, высота головы 24,5 см.
Инв. № 30. 002.Тулуза, Музей Сен-Реймон

Портрет Агриппы. Тип «Габии».

Белый мелкозернистый мрамор. 18—12 гг. до н. э.
Общая высота 32 см, высота головы 24,5 см.
Инв. № 30. 002.

Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Происхождение:
Най­ден в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гас­ка.

Описание:

121. ПОРТРЕТ АГРИППЫ.

Тип «Габии»: 18—12 гг. до н. э.

Илл. 95.

Тулу­за, музей Сен-Рей­мон, инв. № 30. 002.
Голо­ва с соеди­ни­тель­ной встав­кой.
Бле­стя­щий белый мел­ко­зер­ни­стый мра­мор.
Най­де­на в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гас­ка.

Раз­ме­ры: общая высота 32 см, высота голо­вы 24,5 см.
Vidi.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu, I, 528-1; L. Curtius, 1933, с. 222, илл. 32-2, 33-2; V. Poulsen, 1946, с. 8; W. H. Gross, 1962, с. 110; M. Clavel, 1970, с. 467—468, рис. 48—50 с. 480—482; F. Johansen, 1971, с. 28—29, рис. 13; F. Salviat — D. Terrer, 1980, с. 64—66, рис.; L. Faedo, 1984, с. 138—139; J.-M. Roddaz, 1984, с. 401, 620—621, рис. 18—21; H. Hänlein-Schäfer, 1985, с. 54; K. de Kersauson, 1984, с. 54; J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, с. 46—51 и рис. 7 и 8 с. 16, рис. 34 с. 44, 36 с. 46, 39—41 с. 48; F. Hurlet, 1997, с. 462, рис. 37; Ch. Br. Rose, 1997, с. 126, 127, рис. 158 (Агрип­па); J.-Ch. Balty // RR, № 137 с. 194, рис. (Агрип­па); I. Romeo, 1998, с. 72—75, № R 9 с. 181 (Агрип­па, вари­ант типа Вибон-Вален­ция — Габии; конец прав­ле­ния Клав­дия); D. Cazes, 1999, с. 51—52 (Агрип­па); D. Boschung, 2002, № 13-2 с. 58, илл. 411.3 (Агрип­па, тип Габии).

Сохран­ность: отсут­ст­ву­ет толь­ко нос, кото­рый отбит; кро­ме того, щеки, область вокруг рта и края ушей име­ют ско­лы. Соеди­ни­тель­ная встав­ка повреж­де­на.

Опи­са­ние: изо­бра­же­ние стро­го фрон­таль­ное; лицо с реши­тель­ной и круп­ной ниж­ней челю­стью про­из­во­дит необы­чай­ное впе­чат­ле­ние силы. Верх­ние веки, тяже­лые и склад­ча­тые, слег­ка при­кры­ва­ют мин­дале­вид­ные глаз­ные ябло­ки. Лоб выглядит неспо­кой­ным: очень выпук­лый в про­филь, он пере­се­чен глу­бо­кой выра­зи­тель­ной мор­щи­ной.

В круп­ной ниж­ней части лица гос­под­ст­ву­ет доволь­но силь­но высту­паю­щий под­бо­ро­док: мяси­стая ниж­няя губа выда­ет­ся впе­ред. Что каса­ет­ся волос, то они корот­кие; в цен­траль­ной части лба рас­по­ло­же­но несколь­ко отдель­ных прядей, а по бокам мож­но пред­по­ло­жить зарож­даю­щу­ю­ся лыси­ну.

Работа пре­вос­ход­но­го каче­ства: лицо испол­не­но заме­ча­тель­но, с огром­ным вни­ма­ни­ем к плос­кост­ным пере­хо­дам, бла­го­да­ря кото­ро­му этот порт­рет дей­ст­ви­тель­но ожи­ва­ет.

Ком­мен­та­рий: Этот пре­крас­ный порт­рет, лег­ко опо­зна­вае­мый по моне­там, изо­бра­жа­ет Агрип­пу; он вер­но пере­да­ет чер­ты и типо­ло­гию одно­го из самых зна­ме­ни­тых рим­ских бюстов, с. 343 кото­рый про­ис­хо­дит из Габий и хра­нит­ся в Лув­ре344. Отли­чи­тель­ным при­зна­ком это­го типа слу­жит выде­лен­ная в цен­тре лба груп­па из четы­рех прядей, кото­рая остав­ля­ет сво­бод­ны­ми углы лба; две сред­них пряди этой груп­пы заче­са­ны впра­во, тогда как две дру­гие созда­ют по бокам направ­ля­ю­щие линии. Лицо тоже очень узна­вае­мо, осо­бен­но нави­саю­щие над­бров­ные дуги и фор­ма ниж­ней части лица с немно­го высту­паю­щей ниж­ней губой.

В насто­я­щее вре­мя иссле­до­ва­те­ли соглас­ны в том, что созда­ние типа «Габии» сле­ду­ет дати­ро­вать при­мер­но 18 г. до н. э., то есть, тем годом, когда, женив­шись на Юлии, доче­ри Авгу­ста (брак, уст­ро­ен­ный импе­ра­то­ром в 21 г. до н. э. и крас­но­ре­чи­во свиде­тель­ст­ву­ю­щий о дина­сти­че­ских целях, кото­рые он пре­сле­до­вал тогда, через четы­ре года после смер­ти Мар­цел­ла) и закон­чив вой­ну с кан­табра­ми, Агрип­па полу­чил иск­лю­чи­тель­ную власть: в июле ему были пре­до­став­ле­ны три­бун­ские пол­но­мо­чия и про­кон­суль­ский импе­рий на пять лет345. Эти пол­но­мо­чия сде­ла­ли Агрип­пу пер­вым насто­я­щим «соп­ра­ви­те­лем» прин­цеп­са, объ­еди­ня­ю­щим в сво­ем лице воен­ную власть и дина­сти­че­ские пер­спек­ти­вы; так был создан пре­цедент и внед­ре­на систе­ма, кото­рая послу­жи­ла осно­вой дина­сти­че­ской поли­ти­ки не толь­ко Авгу­ста, но и Тибе­рия; Ф. Юрле (F. Hurlet) вели­ко­леп­но про­ана­ли­зи­ро­вал состав­ля­ю­щие этой систе­мы «соправ­ле­ния» с юриди­че­ской, поли­ти­че­ской и воен­ной точек зре­ния346; Агрип­па, заняв место кол­ле­ги Авгу­ста, отпра­вил­ся тогда на Восток для про­дол­жи­тель­ной кам­па­нии.

Поэто­му тип «Габии», пред­став­ля­ю­щий еди­ный образ пер­во­го помощ­ни­ка, а теперь и зятя прин­цеп­са до его смер­ти в 12 г. до н. э., отра­жа­ет атмо­сфе­ру пер­вых лет прин­ци­па­та, и нали­чие его порт­ре­та сре­ди груп­пы ста­туй, явно имев­шей дина­сти­че­ское зна­че­ние, ясно дока­зы­ва­ет, что Агрип­па вошел в импе­ра­тор­скую семью в каче­стве «чле­на дина­стии»347; дей­ст­ви­тель­но, меж­ду 18 и 12 гг. до н. э. Юлия роди­ла пять детей, в том чис­ле трех сыно­вей: Гая и Луция Цеза­рей, буду­щих «прин­цеп­сов моло­де­жи», кото­рых Август усы­но­вил после рож­де­ния млад­ше­го, и Агрип­пу Посту­ма, появив­ше­го­ся на свет лишь после смер­ти отца в 12 г. до н. э.

Конеч­но, было бы очень заман­чи­во свя­зать посвя­ще­ние порт­ре­та в Безье с поезд­кой Агрип­пы в Гал­лию в 20—19 гг. до н. э.348 и дати­ро­вать реп­ли­ку тем же годом, когда был создан тип; одна­ко при­сут­ст­вие порт­ре­та его супру­ги Юлии и одно­го из их сыно­вей пред­по­ла­га­ет, как будет пока­за­но ниже, более позд­нюю дати­ров­ку.

ПРИМЕЧАНИЯ:

344Париж, Лувр, инв. № Ma 1208. K. de Kersauson, 1986, № 22 с. 54—55.

345D. Kienast, 1996, с. 72.

346F. Hurlet, 1997, passim; об Агрип­пе см. гл. I, с. 25—78: «La naissance de la co-régence: la carrière de Marcus Agrippa».

347Там же, с. 74.

348J.-M. Roddaz, 1984, с. 395.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 342—343, кат. № 121, илл. 95.
© 2012 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский марк випсаний агриппа g138 агриппы marcus vipsanius agrippa портрет портреты портретный портретная белый мелкозернистый мрамор мужской голова мужчина из безье тип габии инв № 30 002