Марк Аврелий, Антонин Пий, маленький Луций Вер и Адриан.
Сцена цикла «Усыновление» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса
Фото: И. А. Шурыгин
Первый тематический цикл фриза повествует о политическом акте усыновления Антонина Пия (138—161 гг.) с его преемниками, Марком Аврелием (161—180 гг.) и Луцием Вером (161—169 гг.) императором Адрианом в последний год его правления (138 г.). Актом усыновления Адриан обеспечил передачу власти уважаемому сенатору Антонину Пию, а впоследствии — Марку Аврелию и Луцию Веру. Согласно завещанию Адриана, Марк Аврелий и Луций Вер должны были править совместно.
От цикла «Усыновление» сохранилось шесть рельефных плит. В средней части центрального рельефа по сторонам от скипетра, символа императорской власти, изображены будущий император Антонин Пий (слева) и слабый, умирающий Адриан (справа). Оба они в греческих одеждах, головы покрыты гиматием, что говорит об их главной роли в сцене жертвоприношения, изображенной на соседних плитах. Слева от Антонина стоит его преемник, 17-летний Марк Аврелий, в то время как мальчик, на чье плечо опирается Адриан, идентифицируется как Луций Вер, сын первого преемника Адриана, Элия Коммода Вера, умершего двумя годами раньше, в 136 г. Фигуру юноши за плечом Адриана определяют как Гения, аллегорически представляющего семью Элия Вера. Иконографический акцент на фигурах императоров сделан посредством их центрального расположения в композиции, а также за счет подъема основания, на котором они стоят, относительно земли. Кроме того, в отличие от остальных сцен, карниз над которыми имеет трехчастную структуру, центральная сцена усыновления увенчана четырехчастным карнизом.
Марк Аврелий, Антонин Пий, маленький Луций Вер и Адриан.
Сцена цикла «Усыновление» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.Вена, Музей ЭфесаФото: И. А. Шурыгин
Марк Аврелий, Антонин Пий, маленький Луций Вер и Адриан.
Сцена цикла «Усыновление» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
Происхождение:
Основная часть рельефов памятника Парфянской войне была обнаружена в Эфесе австрийскими археологами в 1897—1901 гг. Приблизительно в это время они были перевезены в Вену с разрешения султана Абдул Хамида II. В 1905 г. некоторые из них были выставлены в Венском музее истории искусства; в 1932 г. они были перемещены в старые конюшни принца Евгения. После многократных перемещений во время Второй мировой войны и в послевоенном периоде рельефы были подвергнуты реставрации и выставлены в отдельном помещении музея Эфеса в Вене. Рельефы с декоративными мотивами хранятся в Эфесе.
Описание:
Первый тематический цикл фриза повествует о политическом акте усыновления Антонина Пия (138—161 гг.) с его преемниками, Марком Аврелием (161—180 гг.) и Луцием Вером (161—169 гг.) императором Адрианом в последний год его правления (138 г.). Актом усыновления Адриан обеспечил передачу власти уважаемому сенатору Антонину Пию, а впоследствии — Марку Аврелию и Луцию Веру. Согласно завещанию Адриана, Марк Аврелий и Луций Вер должны были править совместно.
От цикла «Усыновление» сохранилось шесть рельефных плит. В средней части центрального рельефа по сторонам от скипетра, символа императорской власти, изображены будущий император Антонин Пий (слева) и слабый, умирающий Адриан (справа). Оба они в греческих одеждах, головы покрыты гиматием, что говорит об их главной роли в сцене жертвоприношения, изображенной на соседних плитах. Слева от Антонина стоит его преемник, 17-летний Марк Аврелий, в то время как мальчик, на чье плечо опирается Адриан, идентифицируется как Луций Вер, сын первого преемника Адриана, Элия Коммода Вера, умершего двумя годами раньше, в 136 г. Фигуру юноши за плечом Адриана определяют как Гения, аллегорически представляющего семью Элия Вера. Иконографический акцент на фигурах императоров сделан посредством их центрального расположения в композиции, а также за счет подъема основания, на котором они стоят, относительно земли. Кроме того, в отличие от остальных сцен, карниз над которыми имеет трехчастную структуру, центральная сцена усыновления увенчана четырехчастным карнизом.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина рельеф рельефы рельефный римский имперский император публий элий адриан адриана imperator publius aelius hadrianus династия антонинов антонины антонин пий антонина пия antoninus pius луций вер луция вера lucius verus марк аврелий марка аврелия marcus aurelius скульптура скульптурный sculptura парфянский фриз в эфесе памятник монумент из эфеса эфесский эфес доломитовый мрамор усыновление capite velato с покрытой головой под покрывалом тога претекста тога-претекста exigua praetexta тогатус togatus гиматий